15 сентября 2019 года в Санкт-Петербург впервые пришёл атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". На данный момент это единственное в мире действующее торговое судно с ядерной энергоустановкой (ЯЭУ). Блог ТГД разбирался, каковы шансы у атомохода составить конкуренцию обычным коммерческим судам.
В тестовый рейс по доставке рыбной продукции от камчатских рыбаков "Севморпуть" вышел в конце августа. Переход из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург занял у атомохода 18 суток. В Северную столицу судно доставило около 8 тыс. тонн грузов (204 рефрижераторных контейнера с мороженой рыбой и 66 контейнеров с генеральным грузом). К сожалению многих наблюдателей, в порту Санкт-Петербург "Севморпуть" не задержался и сразу же после разгрузки ушёл на Мурманск.
Наш сегодняшний герой был построен в 1988 году на керченском судостроительном заводе "Залив" по проекту 10081 ЦКБ "Балтсудопроект". Мощность энергетической установки атомохода достигает 29 МВт, длина – 260 м, ширина – 32,2 м, водоизмещение – 62 тыс. тонн.
После постройки судно использовалось для снабжения северных территорий, в том числе военными грузами. С момента ввода в эксплуатацию лихтеровоз перевёз более 1,5 млн тонн грузов. При этом перезарядка ядерного реактора производилась лишь однажды.
В начале 2000-х годов "Севморпуть" оказался не востребованным. Было даже принято решение о его выводе из состава флота. Однако в дальнейшем уникальное судно решили сохранить для перевозок в Арктике, добавив ему новый функционал. После модернизации, завершившейся в 2018 году, судно стало лихтеровозом-контейнеровозом, способным перевозить 1320 20-футовых или 428 40-футовых контейнеров.
Примечательно, что в мировой истории "Севморпуть" – не единственное торговое судно с ядерной энергоустановкой. Попытки построить гражданское судно с ЯЭУ предпринимались в разные годы в США, Германии и Японии.
Американский грузо-пассажирский атомоход "Саванна", отработав восемь лет, стал музеем. Немецкое судно "Отто Ганн" после одиннадцати лет работы получило взамен атомной дизельную силовую энергоустановку, а затем было утилизировано. Японский атомоход "Муцу" за свою историю так и ни перевёз никакого коммерческого груза на атомном ходу. В итоге судно лишилось ядерной энергоустановки.
Очевидным преимуществом судов с атомной энергоустановкой является неограниченная дальность хода. Однако такое решение несёт за собой и ряд серьёзных проблем.
Так, атомоход сложнее и дороже в проектировании и строительстве. К тому же, ядерная энергоустановка со всем необходимым оборудованием имеет немалый вес и габариты. Для торгового флота, где важно взять на борт как можно больше коммерческого груза, это имеет значение.
Помимо этого, есть вопросы безопасности. На судне должна быть создана соответствующая зона, а для работы с ЯЭУ потребуются специалисты. Во-первых, их надо подготовить, во-вторых, содержать. Не стоит забывать и о возможных террористических угрозах, а также ограничениях по судоходству для судов с ЯЭУ.
По всей видимости, с учётом перечисленных факторов и принимается решение об использовании атома на флоте. Если для подводного флота или арктических линейных ледоколов альтернативы ядерным энергоустановкам практически нет, то в области коммерческих судов конкуренция гораздо выше.
Выдержит ли её "Севморпуть" станет понятно в ближайшие годы. По результатам тестового рейса в Петербург будет приниматься решение о продолжении использования атомохода для перевозки рыбной продукции.
Определённые выводы можно будет сделать по тому, состоится ли второй рыбный рейс "Севморпути" в этом году. Ранее он заявлялся на осень 2019 года.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о первой в мире самоходной ледокольной приставке.