Артисты любят рассказывать занимательные истории, которые произошли с ними во время спектакля. Я был свидетелем одной из таких историй, которая произошла на премьере спектакля «Варшавская мелодия» в Ленинградском театре имени Ленсовета. Не знаю помнит ли об этом героиня.
Пьесу написал Леонид Зорин, спектакль поставил Игорь Владимиров. Премьера спектакля состоялась в 1967 году, о чём сказано на официальном сайте театра.
По молодости лет я первую постановку не видел, но могу заверить, что был на этом спектакле в 1975 или 1976 году. (Если среди моих читателей есть знающие театралы, то прошу уточнить). В эти годы я учился в институте в Ленинграде и довольно часто ходил в разные театры.
В тот день у меня был билет в Ленсовета на спектакль «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. Это был уже третий случай, как я не смог посмотреть этот спектакль. Первые два — помешали какие-то посторонние дела, но сейчас дело обстояло по-другому.
На входных дверях театра висело рукописное объявление, что сегодняшний спектакль отменяется, а вместо него состоится показ «повторной» премьеры спектакля «Варшавская мелодия». Главные роли исполняют: Алиса Фрейндлих и… Тут мне, конечно, становится стыдно, но я не помню, кто играл мужскую роль в той постановке. Попытался получить информацию на сайте театра, но там упоминается только первая постановка от 1967 года. Никакой «повторной» премьеры там нет. Хотя, может быть, я что-то напутал, и в объявлении было написано другое слово. Но не в этом дело…
В том же объявлении говорилось, что желающие могут сдать билеты в кассу и получить обратно свои деньги. Желающих не нашлось: гениальную Алису Бруновну Фрейндлих все очень любили (и любят до сих пор), и попасть на её спектакль было совсем не просто. А тут — премьера.
Не знаю, как это делается сейчас — в театр хожу редко: уж очень цены на билеты кусаются, — но в те застойные советские времена театры иногда устраивали неожиданную премьеру на несколько дней раньше официально объявленной. Таким образом режиссёры проверяли качество спектакля на случайной и неподготовленной заранее публики. В зале сидели обычные зрители, пришедшие на давно уже идущий спектакль. И никаких тебе чиновников из отдела культуры, партийного начальства и ангажированных театральных критиков. Как говорится, премьера — по чесноку.
Для тех, кто позабыл или не знает содержание пьесы, попытаюсь коротенько напомнить, в чём там суть. За долгие годы пьеса несколько утратила свою актуальность. Её редко ставят на сцене (мне так кажется), а телевизионный фильм от 1969 года (кстати, ровно 50 лет прошло) и вовсе не показывают.
В пьесе заняты всего два актёра: она — Гелена, приехала из Польши в Москву учиться музыке; он — Виктор, будущий винодел.
Первая случайная встреча происходит в декабре 1946 года. Потом они вместе празднуют Новый год. Он дарит ей туфли, она поёт ему старую польскую песню о любви. Молодой человек делает девушке предложение. Но государственный указ от 15 февраля 1947 года запрещает советским гражданам жениться на иностранках.
Второй раз они увиделись через 10 лет в Варшаве. Он защитил диссертацию по виноделию, женился. Она — певица, живёт с музыкальным критиком. Но взаимная любовь не угасла.
Прошло ещё 10 лет. Москва, 1967 год. Он — доктор наук. Она — звезда эстрады, гастролирует по городам СССР. Оба свободны, и уже можно жениться на иностранках. Но зачем?..
Вот такая грустная love story.
Но один из её эпизодов невольно оказался удивительно смешным. О нём-то я хочу рассказать
Декорации спектакля были выполнены лаконично. По середине театральной сцены стоял подиум сантиметров 20-25 высотой. Если действие происходило на улице, то актёры стояли и ходили непосредственно по сцене. А если надо было войти в помещение, то они делали шаг вверх — на подиум. В зависимости от мизансцены (жилая комната, ресторан, театральная гримёрка) на нём стояла подходящая случаю мебель.
Когда Виктор пришёл к Гелене встречать Новый год, то он в пальто и шапке сначала ходил по улице — ждал назначенного часа. А она в это время порхала из угла в угол своей комнаты и наводила порядок: расставляла посуду, убирала лишние вещи и — внимание! — вытирала пыль с фортепьяно, которое стояло на краю подиума, прижавшись спинкой к невидимой стене. Лучше бы она этого не делала…
Лёгкий бутафорский, лишённый внутренней чугунной станины, инструмент не выдержал прикосновения женских рук и … рухнул плашмя вниз. Гелена вскрикнула, раздался треск от удара фанерной конструкции о дощатую сцену, и свет в зале погас.
Вначале публика не поняла, что произошло — может быть это оригинальный режиссёрский ход? Но постепенно оживилась и стала по-ленинградски интеллигентно вполголоса обсуждать происшествие.
Через несколько минут свет включили. Гелена продолжала порхать по комнате, стараясь не приближаться к коварному инструменту. Фортепиано стояло на своём месте, но передняя доска у неё косо провалилась внутрь, выставив напоказ пустые лишённые струн внутренности.
Виктор сделал шаг вверх и оказался в помещении, как будто ничего не случилась. Затем актёры в соответствии с авторским замыслом обменивались подарками, разговаривали, выпивали и закусывали, пока не наступил кульминационный момент: девушка решила спеть своему избраннику любовную песню. Она подошла к инструменту и попыталась открыть крышку, прикрывавшую клавиши. Но не тут-то было... Её намертво заклинило.
Партнёр не растерялся и предложил свою помощь. Двумя руками и коленом Виктор не только открыл крышку, но и оторвал её напрочь вместе с металлическими петлями. К счастью, все белые и чёрные клавиши оказались на месте. Гелена села на круглый вертящийся стульчик и, разминая руки, пробежала пальцами по клавишам. За кулисами включили магнитофонную запись.
— Это ж надо, — удивлённо сказала Алиса Бруновна, повернувшись к зрителям, — после такого оно ещё и играет!
Несколько минут аплодисментов, и действие пошло дальше своим чередом.
На поклон вместе с артистами вышел и главный режиссёр театра Игорь Владимиров. Он извинился перед публикой за случившееся, но выразил уверенность, что мы этого никогда не забудем. И он оказался прав.
Алиса Бруновна Фрейндлих — гениальная актриса. Я мало видел её на театральной сцене, а её монолог в фильме «Сталкер» Тарковского считаю непревзойдённой вершиной драматического искусства.
Фотографии взяты с сайта: http://lensov-theatre.spb.ru