Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Сирота казанская"
Рождественская мелодрама Владимира Машкова (известного прежде в основном по главной роли в фильме "Вор") рассказывает невероятную историю.
Под Новый год в скромной избушке сельской учительницы-сиротки один за другим появляются ее... отцы.
Первый из них - бывший иллюзионист. Интеллигентный и ироничный, он, бесспорно, сразу же нравится героине. Тем паче, что его блистательно играет Валентин Гафт.
Второй - летчик-космонавт. Эксцентричный Лев Дуров намеренно делает его чуть походим на таких известных героев космоса, как Леонов и Гречко. А им-то уж в обаянии не откажешь...
И наконец, появляется третий "отец" - шеф повар. Здесь уже неподражаемый Олег Табаков очаровывает своим кошачьим шармом...
Кто же из них настоящий отец героини?
Владимир Машков, на мой взгляд, уверенно и профессионально дебютировал в кинорежиссуре. "Сирота казанская" - поистине фильм актерских бенефисов.
Картина с доброй, душевной интонацией. Ее можно с удовольствием посмотреть не только в новогоднюю ночь...
Александр Федоров, 1998
"Синема"
Кинематографисты с давних пор любят снимать "кино про кино". В грузинском фильме "Синема" речь идет о самых первых опытах создания "живых картин".
Наряду с этим в "Синема" отчетливо прослеживается характерная для грузинского кинематографа тема "чудаков" - людей одержимых благородной целью, для достижения которой они жертвуют всем, даже любовью.
...Молодой князь, получивший образование в Париже, порывает со своим сословием ради "синема" - волшебного искусства будущего. А его друг - потомственный дворянин, имеющий единственную собственность - коня и саблю, загорается идеей взлететь на воздушном шаре...
Для многих грузинских фильмов 1970-х годов характерен мягкий юмор в сочетанием с тонким психологизмом и проникновенным лиризмом. Но в "Синема" юмор приглушен, лиризм несколько ассоциативен, а характеры лишены психологической глубины. Нет здесь и яркого, близкого к живописному изображения, изобилующего сложной символикой.
Напротив, строгая черно-белая гамма и скромные композиции кадра, лишь иногда обнаруживают символическую выстроенность...
Фильм не стал эклектичным, но вместе с тем "гладкость" картины, на мой взгляд, была достигнута за счет усредненности стиля...
Александр Федоров, 1979