Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Соломенные колокола" - первый "бесцензурный" фильм Юрия Ильенко. Выступив здесь в качестве сценариста, режиссера и оператора, он, чуть ли не впервые в украинском кинематографе 1980-х решился снимать картину на родном языке.
Однако долгожданная свобода, пришедшая вслед за долгими годами вынужденных самоограничений, на мой взгляд, вылилась в картине в очевидный перехлест художественных средств. Во многих эпизодах ощутима потеря чувства меры и вкуса, своеобразная эстетизация ужасного.
...В лютую зимнюю стужу в центре украинского села нацисты сооружают виселицу. И вот уже женщине с грудным ребенком на руках накидывают на шею петлю. А под ноги ставят саночки, на которых лежит труп ее старшего сына.
Палач выбивает санки, кричит ребенок, сжатый мертвыми руками матери. Мечется вокруг фотограф, нервно щелкая аппаратом, то так, то этак разбрасывая волосы повешенной . Санки с мертвым мальчиком катятся под горку вниз, и камера Юрия Ильенко заворожено следит за ними несколько долгих минут.
И вот жуткий ракурс: мчатся, набирая скорость, санки, а на дальнем плане раскачивается на виселице труп молодой женщины...
Поэтическая образность? Намеренная концентрация натуралистических подробностей? Или стремление к оригинальности, эффектному приему?
У поэтического кинематографа свои законы, и требовать от него подчинения принципам традиционной драматургии, наверное, по меньшей мере нелепо. И в прежних работах Юрий Ильенко не раз доказывал, что ему под силу самые трудные задачи.
В "Соломенных колоколах" создается впечатление исчерпанности творческого метода.
Конечно, и здесь можно говорить об интересных авторских находках, о тех или иных удавшихся сценах. Но частные удачи или полуудачи не меняют главного - претенциозности и манерности фильма, наполненного навязчивой символикой.
История падения человека, неотвратимости возмездия за предательство и конформизм не несет, пожалуй, никаких философских откровений. Все это было не раз показано на экране, в том числе в фильмах самого Юрия Ильенко.
И тогда возникает вопрос - ради чего поставлена картина?
Неужели только для того, чтобы включить в сюжет эпизоды, "вырезанные" из предыдущих сценариев и фильмов режиссера?
Для того, чтобы выплеснуть в одной картине все то, что копилось годами и шокировало когда-то руководящих чиновников от искусства?
Допустим, так. Тогда как знать, возможно этот всплеск был для автора необходим, чтобы в следующей работе, освободившись от навязчивых творческих фантомов, заговорить по-настоящему свободным языком...
Александр Федоров, 1988
10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.
https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej
Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki
Медиакритика в России: творческие портреты
https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety
Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).
https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c
Западный экран: авторы и звезды
https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka
Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.
https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii
Права ребенка и проблема насилия на российском экране.
https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane