Мы обращаемся к истории. Первое упоминание Листвянки - 1726 год, за несколько лет до этого ( 1720-1725 г.г.) недалеко (в пяти км) от поселка Никола поставили первое зимовье.
Село Лиственичное было так названо из-за склона покрытого лиственницами рядом с ним.
К 1874 году в селе проживало около 200 человек, занимались промыслом и охотой. Долгое время на уровне губернатора решалось, как определить поселение Лиственичное – как сельское, рабочее, посад итд? Для сельского не хватало земель, Листвянка стоит на узкой кромке между Байкалом и склоном горы, да и землепашеством тут никто никогда не занимался, держали птицу, кто-то коров или лошадей и только. Решили организовать общественное городское управление, но и тут что-то пошло не так. Жители должны были оплачивать содержание административного управляющего, но листвянцы воспротивились и сказали, что у них на это денег. Долго определялись с этим вопросом, в результате в 1904 г. постановили не устанавливать городское общественное управление, а выделить Лиственичное в особую волость с одним сельским поселением. Уже после революции, в 1934 году Листвянку определили как «рабочий поселок» в связи с тем, что «район приобрел транспортно – горный профиль» и увеличилось количество рабочего населения. ( Информация из книги Станислава Гольдфарба «Лиственичное на Байкале», Иркутск, 2018г.)
Но, как мы видим, вопрос этот и сегодня волнует жителей поселка, все наши герои поднимали эту тему, все недовольны статусом поселка городского типа.
Что же представляла Листвянка до революции? Конечно, никто тут всерьез не занимался сельским хозяйством – для этого не было земли, да и место под горой у Байкала к этому не располагает. Рыбный промысел? Да, конечно, этот вид заработка был одним из основных, было бы странно не заниматься рыбной ловлей на берегу богатейшего озера. Но, как говорят историки, и это не главное. Оказывается, Листвянка (Лиственичное) вообще никогда не была тихим и уютным поселком. Листвянка стала развиваться как точка пересечения нескольких торговых и промышленных направлений. Здесь всегда было много людей разного происхождения и рода занятий. Практически все жители занимались каким-нибудь торговым или ремесленным делом, кузнечным, столярным, плотницким, держали постоялые дворы, гоняли почтовых лошадей, перевозили зимой грузы и людей через Байкал, содержали трактиры и питейные заведения.
С середины девятнадцатого века на Байкале очень активно развивается судоходство, организуется Байкальское пароходство.
В Лиственичном работает судоверфь, на которой с конца 19 века работа кипит, много заказов на строительство судов, кроме того производится сборка ледоколов, сконструированных и сделанных в Англии специально для ледовой переправы через Байкал.
Ледоходы «Байкал» и «Ангара».
На сайте Иркипедии можно прочитать все подробности появления, постройки и жизни этих ледоколов.
Судоверфь и пароходство обеспечивали работой местных жителей и приезжих. Поселок разрастался, за 20 лет, с 1874 по 1896г. количество жителей увеличилось вдвое, с 200 до 409 человек.
Корабли отправлялись в рейсы не каждый день, и, пассажиры часто ночевали в Листвянке, что давало доход постоялым дворам и трактирам. По докладным запискам чиновников пьяные ссоры драки происходили каждый день, много в Листвянке было разного люду, в том числе беглых.
А местные жители активно сдавали проезжающим и ожидающим своего рейса пассажирам жилье, открывали трактиры и гостиницы.