Найти в Дзене

Что там сейчас в математике. Еще один сюжет

В прошлой статье не получилось рассказать обо всем, что происходит в современной математике, и я допишу еще кусочек-другой. Здесь не описание очередного прорыва, а про архивы Александра Гротендика. Он, кстати, оставил нам зримое описание того, как продвигается математика, в книге «Урожаи и посевы»:

Неизвестное представляется мне труднодоступным участком суши (…) в тишине море наступает; кажется, что ничего не происходит, не видно никакого движения, море так далеко, что его почти не слышно (…) но через некоторое время оно окружает и поглощает непокорёный участок суши.

Про Гротендика я вспомнила неслучайно.

Он родился в 1928 году, его родители были принципиальными анархистами, и сам он придерживался радикальных взглядов. Отец его погиб в Освенциме, но самом Александр Гротендик выжил и в конце концов осел во Франции. Там он прибился к Бурбакам, влился в математическое сообщество, работал в институте, получил серьезные результаты, развил алгебраическую геометрию, публиковался, получил мировую славу, престижные премии…

А в 1970 году узнал, что Институт высших научных исследований (IHES), где он как раз и работал, получает финансирование от военных. Гротендик тотчас же уволился и перешел работать в университет пожиже (в Монпелье). Он почти выпал из математического сообщества, но в 1984 году попытался вернуться. В Монпелье была лаборатория CNRS (Национального центра научных исследований). Сначала там его заявку не приняли по формальной причине – из-за отсутствия публикаций последние 10 лет. Но поскольку он был ученым с мировым именем, позднее сделали уступку: разрешили вместо списка опубликованных статей представить план работы.

Этот план, в котором всего 42 страницы, стал очень знаменитым. Здесь Гротендик связал очень абстрактную алгебру с наглядными образами, которые теперь называют «детскими рисунками», и я рекомендую популярную лекцию Георгия Шабата на эту тему. План Гротендика вдохновил на исследования многих и многих ученых, привел к серьезным результатам, но его самого всё-таки не взяли в лабораторию. После этого Гротендик уже совсем ничего не публиковал, а к 1990 году удалился в деревню и стал жить отшельником.

Так вот, это я все к тому, что происходит в современной математике.

После смерти Гротендика в 2014 году остался архив – рукописные листы бумаги в картонных коробках. Сейчас он хранится в университете Монпелье, и в 2017 году университет опубликовал сканы рукописей, выглядят они как-то так:

-2

Когда люди, готовые искать и вытащить идеи гения из забвения, сделают это, когда в этих коробках найдется хотя бы 42 страницы, подобные его плану 1984 года, наша наука сильно продвинется.

Пока мы тут сидим в интернетиках и размышляем, что в математике ничего не происходит, море знаний повышает свой уровень и потихоньку подтопляет пустыни невежества .