Найти тему

Как не заблудиться в собственном сюжете

Оглавление

Нас часто уверяют, что творчество спонтанно и плохо поддается управлению и планированию. Ну, как же! Разве можно вмешиваться в свободный полет фантазии? И автор, вдохновленный своей задумкой, с готовностью с этим соглашается. Ведь такое трепетное отношение к творчеству позволяет ему не заботиться о составлении плана своего будущего произведения. А планы он еще со школьных уроков литературы ненавидит

Полет фантазии – это здорово?

К тому же это так интересно, когда и сам не знаешь, куда тебя вывезет кривая сюжета. Процесс написания книги приобретает вид своеобразной игры, шарад и ребусов, когда не только читатели, но и автор понятия не имеет, зачем героине понадобился тот ржавый артефакт или, кто на самом деле убил садовника. Работа над книгой становится значительно увлекательнее. До поры до времени.

Рано или поздно (скорее рано) автор оказывается в сюжетном тупике или начинает путаться в целях, мотивах героев, в причинах тех или иных поступков. Бывает, конечно, что автора вовремя осеняет великая идея, но чаще всего расчет на «потом что-нибудь придумаю» не оправдывается, идеи отсутствуют, а муза и вовсе спит, утомившись наблюдать за хаотичными метаниями сюжета.

И приходится автору как-то сюжетные линии связывать белыми нитками и срочно расставлять рояли по всем кустам. Хорошо, если кусты имеются, а то ведь случается, что даже их нет, и пихнуть рояль некуда.

А ведь задумка еще связана с объемом текста. Есть задумка на рассказ, а есть и на полноценный роман не меньше 10-12 авторских листов. И каждый такой лист или алка, как говорят писатели, 40 тыс. знаков с пробелами. Понять, насколько тянет идея без хоть примерного плана очень сложно.

Например, родилась у автора идея написать про студентку магической академии (а что, свежо, неизбито и актуально), которая случайно вызвала демона и в него влюбилась. Не такая уж плохая задумка, с точки зрения определенной целевой аудитории. Больше демонов ей нравятся только котики, да и то, не факт.

Так вот, задумка, стало быть, подходящая. И автор с энтузиазмом пишет начало, повествуя о тяжелых буднях студентки-ведьмы, создает соответствующую атмосферу, подводит читателя к самому ритуалу вызова. Демон, естественно, является во всей красе, со всеми положенными атрибутами своей брутальности: рогами, хвостом, копытами, ну, и так далее.

Ну, примерно такой. А что, по-моему симпатичный и в кедиках.
Ну, примерно такой. А что, по-моему симпатичный и в кедиках.

А дальше что? А дальше все. Затык, тупик и творческий кризис. Отношения героев должны развиваться, а развиваться они могут только в рамках каких-то событий, действий, поступков. Движуха должна быть, короче. А где ее взять, если кроме брутального демона – мечты всех студенток – в задумке ничего и не было?

Нет, конечно, можно быстренько, с первого взгляда влюбить этих двух бедолаг друг в друга и перевести повествование, так сказать, в горизонтальную плоскость. Но вот беда! Объем-то тогда взять откуда? Те самые вожделенные 400 тысяч знаков. Как дотянуть сюжет хотя бы до восьми авторских, не говоря уже о двенадцати? И автор лихорадочно начинает ломать голову, куда бы отправить героев приключаться, ну, или придумать какие-то препятствия для любви. Вдруг становится срочно нужен хоть какой-нибудь завалящий злодей-вредитель, мешающий воссоединиться сладкой парочке.

Почему нужен план

Короче, написание бестселлера начинает серьезно тормозить и пробуксовывать, и даже возникает угроза его «заморозки» А все почему? Потому что автор не любит писать планы со школы, потому что задумка была так горяча, и не захотелось тратить время на скучное занятие. А если бы составление плана не было забыто, то стало бы ясно, что задумка, может, и хороша, но тянет она не на роман, а на рассказ. А для романа, кроме брутального демона, нужно еще что-то.

План существенно облегчает работу и позволяет не допускать многих ошибок, связанных не только с хаотичным построением сюжета. Структурирование материала хотя бы в голове позволяет здраво оценить возможности и перспективы задумки, определить объем будущего произведения и вовремя спланировать повороты сюжета и дополнительные линии.

Недостаточно серьезное отношение к составлению плана может привести к разнообразным ошибкам, и вовсе не обязательно они связаны с началом книги. Ведь план – это не простая формальность, хоть и большинство из нас в школе или в вузе привыкли составлять план уже после того, как сочинение, реферат или курсовая написаны. Уж если преподаватель так уперся, что без плана ему жизнь не мила, поэтому грозится «двойкой», мы скрепя сердце ему этот план предоставляем.

На самом деле план книги – это наше видение сюжета, его взлетов и резких поворотов, сюжетных линий и судьбы героев. Где и как встретятся главные герои? Когда в игру вступает помощник, лучший друг, напарник, фамилиар. А герой второго плана нередко не менее важен, чем герои первого. Он делает повествование ярче, живее, искреннее. Составляя план, мы можем видеть, где проявляются действия злодея, когда он замыслил свой коварный план, когда с ним встретятся герои и так далее. То есть план позволяет видеть еще ненаписанную книгу, пусть и схематически, но со всеми важными ключевыми деталями.

-3

К тому же составление плана может доставлять настоящее удовольствие, ведь именно тогда автор видит, как рождается книга. Не верите? А вы попробуйте.

Узнать, какие еще подводные камни вас подстерегают в начале работы над книгой, вы сможете в этой статье. А как продвигать книгу в интернете и где искать целевую аудитории вот здесь и здесь.

Надеюсь, мои советы принесут вам пользу. Если статья понравилась, то поставьте лайк. Подписавшись на мой канал, вы узнаете много полезного и интересного о том деле, которое называют писательством или литературным творчеством.