Около десяти лет назад, когда я работал в отделении неврозов, там лечилась молодая женщина. История, лежащая в основе ее заболевания, следующая.
Они познакомились с будущим мужем лет за пятнадцать до описываемых событий, будучи студентами ВУЗа. Оба они были мусульманами и решили строить семью в соответствии с законами ислама. У мужа был небольшой бизнес. Жена не работала, воспитывала на тот момент пятерых детей. Они старались соблюдать все религиозные предписания. И, по словам пациентки, любили друг друга и были оба до определенного момента счастливы.
А затем муж решил взять вторую жену. Его избранницей была вдова с двумя детьми, тоже мусульманка. Муж сообщил о своем решении первой жене. Супруг старался ее убедить, что, взяв в жены вдову с двумя детьми, он берет на себя обязательства помогать ей в их воспитании, а значит, делает благое дело. И, по ее словам, в случае ее категорического отказа, она бы поступила неправильно с точки зрения религии. И она дала согласие, будучи категорически не согласной в душе. Супруг взял себе вторую жену, обряд был совершен.
- Я думала, что постепенно привыкну, - сказала она мне.
Однако, когда муж по несколько дней в неделю стал жить в другой семье, у нее заметно снизилось настроение и стойко нарушился сон. У женщины снизилась самооценка, поскольку она решила, что стала менее привлекательной для супруга.
Насколько я помню, она поступила незадолго до моего отпуска, поэтому беседовали мы с ней один раз. Мы оба понимали, что все уже произошло,и ситуацию не изменить. А значит, нужно менять свое отношение к ситуации. Я предложил ей откровенно поговорить с мужем о своих чувствах, поскольку такой разговор мог бы способствовать их сближению.
Ни тогда, ни сейчас я не знаю, чем еще я мог бы ей помочь. Я ушел в отпуск, она выписалась из отделения в мое отсутствие. Больше я ее не видел и не знаю продолжения ее истории.