Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Самолет летит в Россию" и "Самоубийца"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

"Самолет летит в Россию"

В нашей стране, как и во всем мире, довольно часто угоняют самолеты, автобусы, автомобили, мотоциклы и велосипеды. Но не часто услышишь, чтобы угонщики самолетов требовали от пилота лететь в Москву.

Вот и в приключенческой комедии Алексея Капилевича "Самолет летит в Россию" забавная троица /студент, сибирский здоровяк и директор завода/ оказываются в самолете, который мерзкие бандиты угоняют в некую арабскую страну...

И здесь начинаются похождения по чужим жгучим пескам. Комическая тройка умирает от жажды, борется с наркомафией и в конце-концов угоняет самолет в... Россию.

В фильме хватает драк, погонь, перестрелок, некоторые гэги, в самом деле, смешны. Бесспорно, эксцентрика этой сумасшедшей комедии не слишком оригинальна: по всей видимости, помимо старых немых лент режиссер ориентировался на "Кавказскую пленницу" Л.Гайдая и "Джентльмены удачи"Г.Данелия и А.Серого.

Вместе с тем для дебюта картина сделана не так уж плохо.

Александр Федоров, 1995

"Самойбийца"

-2

Валерий Пендраковский не входит в элиту российской режиссуры, но, имея в качестве литературной основы классическую драматургию Николая Эрдмана и собрав букет известных актеров, довольно убедительно создал на экране фантасмагорический мир "вселенской" коммуналки, в которой живет "каждой твари по паре".

Завязка "Самоубийцы", увы, приближена к нашим дням: некий Семен, промаявшись год без работы, доведен родственниками и соседями до стресса, близкого к самоубийству.

Тотчас же вокруг него образовывается общество неких "инакомыслящих", спонсоров, негативно настроенных против режима.

Все они жаждут одного: чтобы бедняга Семен в своей предсмертной записке обвинил их недругов и всколыхнул тем самым "общественное мнение".

И в этой ситуации жалкий и ничтожный "маленький человек" Семен вдруг ощущает себя, быть может впервые в жизни, неординарной личностью, способной на поступок...

Выбранный авторами жанр фарса-фантасмагории диктует свои условия: актеры играют не характеры, а символы, знаки, художник выстраивает мрачно-конструктивистские декорации, оператор снимает большинство сцен в тусклом, желтовато-зеленоватом освещении, а композитор пытается вызвать аналогичные ощущения музыкальными пассажами, замешанными на довоенных мелодиях.

Думаю, если бы показанное в фильме ушло в далекое прошлое, все не воспринималось бы не столь болезненно...

Как и в "Ревизоре", в "Самоубийце" единственный "положительный герой" - смех. Смех горький, пропитанный едкой иронией и сарказмом. Смех сквозь слезы.

Словом, не слишком развлекательное получилось кино...

Александр Федоров, 1991

10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.

https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej

Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki

Медиакритика в России: творческие портреты

https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety

Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).

https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c

Западный экран: авторы и звезды

https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.

https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii

Права ребенка и проблема насилия на российском экране.

https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane