Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Расписание на послезавтра"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

-2

Школьная тема в отечественном кинематографе претерпела очевидную эволюцию. В поставленном в 1950-х "Аттестате зрелости" незаурядного, но чересчур гордого десятиклассника, отколовшегося от "здорового коллектива", дружно водворяли обратно, очищая выскочку от малейшего налета индивидуальности.

Но в конце 1970-х именно незаурядные личности задавали тон в таких картинах, как "Розыгрыш" или "Вам и не снилось".

Зрителям недвусмысленно давалось понять, что никакая школа не застрахована от гениальных учеников.

Неспроста они появились на экране, эти вундеркинды. Сначала как исключение /"Точка, точка, запятая" А.Митты/. Затем их собралось побольше, чуть ли не целый класс /"Ключ без права передачи" Д.Асановой/.

-3

А в фильме "Расписание на послезавтра" возникла экспериментальная "школа гениев" от точных наук.

Раз так, то директор здесь соответствующий - молодой доктор наук, что, впрочем, не мешает ему в перерывах между своими прямыми обязанностями погонять с учениками в футбол...

Учителя, безусловно, тоже не без степеней. Все они люди жизнерадостные, остроумные.

Правда, по этой части ученики от них почти не отстают.

И если можно усомниться в том, что героине "Ключа без права передачи" удалось превратить обычный класс в подобие Царскосельского лицея, то тут все иначе. Особые учителя. Особые ученики.

С особыми проблемами?

-Да нет, что вы! - как бы отвечают авторы картины.- Проблемы те же: "гении" влюбляются, в меру своих незаурядных возможностей наносят школе ущерб /во всяком случае, за полтора часа экранного времени успевают взорвать две лаборатории/, кое-кто даже не особенно успевает по гуманитарным предметам.

Выражаясь терминологией "юных эйнштейнов", проблема состоит в компенсации гуманитарными дисциплинами ярко выраженного тяготения в сторону техницизма.

Однако нечто подобное мы не раз видели в фильмах о "нормальной школе".

В разработке взаимоотношений и характеров "гениев" "Расписание..." скользит по поверхности...

В одной из телепередач Эльдар Рязанов как-то сказал, что предел актерского мастерства - игра "на уровне детей и животных". И верно, в фильмах о детях юные актеры зачастую "переигрывают" взрослых.

В картине И.Добролюбова вышло наоборот. "Команда взрослых" по всем статьям превзошла своих "молодых коллег".

То ли ученики уже вышли из детского возраста, то ли состав учителей подобрался на редкость блестящим...

Александр Федоров, 1979

10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.

https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej

Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki

Медиакритика в России: творческие портреты

https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety

Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).

https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c

Западный экран: авторы и звезды

https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.

https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii

Права ребенка и проблема насилия на российском экране.

https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane