От правильной работы тормозной системы напрямую зависят жизнь и здоровье участников дорожного движения. Качественные колодки (синоним — “башмак”) долго сохраняют барабан и диск эффективными. Для ответа на поставленный вопрос важно выбрать проверенного изготовителя (и продавца) и понимать технические особенности вашего авто и ТК для него.
Давайте разбираться.
Конструкция
ТК состоят из фрикционных накладок (ФН) и каркаса. Ключевую роль для тормозящих свойств играют именно ФН. От рецепта рабочей смеси в составе накладок зависит эффективность их работы. В основе материала армирующий элемент. Выделяют три типа:
- асбестовые (требуется осторожность, так как есть риск повредить зрение и дыхательную систему);
- безасбестовые (используют латунь, медь, полимеры и другие материалы);
- органические (высокотехнологичные волокна, самый дорогой из представленных материалов).
Обязательным условием является обеспечение температурного барьера между ФН и металлической основой, так как при нагревании цилиндров есть риск закипания рабочего раствора. В этом случае высока вероятность отказа тормозов.
Какие бывают?
Классифицируют ТК по различным параметрам. По типу конструкции они могут быть барабанные или дисковые, по типу расположения — передние и задние (отличаются по размеру). Дисковую систему легче очищать, она быстро охлаждается (недостаток — сравнительно короткий срок службы из-за высокого прижимного усилия). Барабанные аналоги конструктивно проще устроены, но в них отсутствует вентиляция (выше риск перегрева).
Наличие датчиков износа (ДИ) — один из критериев для типизации:
- без них;
- со “скрипунами”;
- с установленными элементами;
- с подготовленным местом для установки, но без датчиков;
- со встроенными ДИ.
Критерии выбора
Как выбрать тормозные колодки для автомобиля? Обращаем ваше внимание, что самые дорогие и современные колодки — универсальное решение. В них нет смысла, если, например, у водителя спокойная манера управления машиной. Первым делом необходимо разобраться, какие элементы подходят именно для ваших авто и манеры вождения.
Фирмы, производящие колодки, условно относят к одному из трех видов:
1. Высший, чаще всего оригинальные комплектующие;
2. Aftermarket, допустимо отклонение от стандарта в пределах 10%;
3. Неизвестные или некрупные производители, изделия низкой цены и качества.
Подбирая подходящий вариант, учитывайте технические параметры детали. Показатель 330-350 градусов Цельсия считается достаточным для большинства водителей. При агрессивном стиле вождения выбирайте варианты с большим температурным диапазоном. Трение, соответствующее коэффициенту 0,3-0,5, подходит для большинства среднестатистических авто. Спортивные колодки не будут эффективны для городских автомобилей (из-за различных температурных показателей).
Моменты, на которые опытные автолюбители рекомендуют обращать внимание:
- упаковка (целостность, маркировка, для первого и второго классов обязательна европейская отметка ECE R90 о сертификации);
- непосредственно колодка (из дефектов допускается царапина не больше 3 мм);
- прилегание фрикционного материала к пластине (плотность прилегания, целостность формы, однородность структуры — хорошие признаки);
- наличие дополнительной прослойки между пластиной и фрикционной накладкой (снижает шум, дополнительная температурная изоляция суппорта);
- химические компоненты в составе детали (основа — специальная смола, некоторые компоненты препятствуют появлению писка);
- наличие асбеста (быстрый износ, риски для здоровья при самостоятельной замене деталей, в том числе шиномонтаже).
Замена тормозных колодок
В процессе нет сложностей, но важно учесть некоторые ключевые моменты (проверьте исправность других элементов тормозной системы).
Неровности от 0,3 мм на дисках говорят о необходимости проточки или установки новых деталей. Проверьте рабочее состояние крепежных элементов, противоскрипных пластин и скрипунов. Следы коррозии — явный признак необходимости установки новой запчасти.
Мы рекомендуем доверить диагностику и ремонт, связанные с тормозами автомобиля, специалистам СТО. На Uremont.com есть инструменты для поиска подходящего техцентра:
- интерактивная карта (Россия, Казахстан и Беларусь);
- рейтинг и оценки пользователей;
- чат с представителями СТО.
Имейте в виду, что опытные автолюбители рекомендуют менять все колодки одновременно для равномерной работы четырех деталей.
Подписывайтесь на наш канал и следите за обновлениями!