В предыдущей статье я рассказал о причинах, приведших к неолитической революции. Человек осел на землю, так как ему требовалось находиться рядом со своими святилищами - домашними очагами. Но что заставило его строить города? Кажущийся элементарным ответ, что жить в городах удобней и безопасней может объяснить появление городов лишь отчасти и лишь в плане безопасности. Дело в том, что постройка городов требовала значительных трудозатрат и жизнь в них поначалу создавала одни неудобства, такие как необходимость подвоза воды и удаления отходов жизнедеятельности, необходимость совершать длительные переходы до мест промыслов и работ. Это уже в процессе развития городов появились такие достижения городской жизни, как водопровод и канализация, а место работы размещалось прямо в доме.
Археология дает другой ответ на этот вопрос. Дело в том, что в культурных слоях, которые сложились около 7500-го года до нашей эры в некоторых местах пропадают захоронения. То есть совсем. Жилища есть, а захоронений, ни в жилищах, ни рядом нет. Отсутствуют и следы сожжения усопших. Складывалось впечатление, что люди на несколько сот лет перестали умирать. Эта загадка оставалась неразрешенной, пока не был обнаружен древнейший из сохранившихся с неолитических времен нетронутым город. Как и многим другим археологическим находкам, название ему дали по месту обнаружения, - Чатал Хююк, так называется холм, где было обнаружено поселение. Город представлял собой сплошное нагромождение домов, примерно как сейчас в многоквартирном доме, когда стены соседних строений являлись практически общими, а на крыше сосед сверху разбивал садик. Входных дверей в помещениях не было, войти было можно только через люк в потолке. И вот тут то и были обнаружены многочисленные захоронения, которые помещались под полом жилых помещений. То есть люди переместили священные места из деревянных хижин - полуземлянок в защищенные глиняными строения. Почему это произошло? Ученые обратили внимание, что в слоях, предшествующих появлению городов стали попадаться намеренно сожженные и разрушенные жилища из которых были унесены кости предков и священные предметы. Из этого был сделан вывод, что в это время начались войны между племенами. Скорее всего войны эти были спровоцированы именно оседлым образом жизни и необходимостью борьбы за скромные местные ресурсы, что еще раз доказывает, что вовсе не экономические причины заставили людей осесть на землю. Вероятно, что нападавшие кражей костей, черепов, священных предметов и разрушением очагов пытались ослабить поддержку предков и богов противника. По сути это была тактика, направленная на подавление моральных качеств противоборствующих сторон, что, кстати, на мой взгляд одно и то же. Для предотвращения возможности таких действий люди начали строить укрепленные дома, вход в которые было легко охранять и которые нельзя было уничтожить огнем. В эти дома и стали приносить кости умерших и священные предметы. В последствии там также стали хранить и запасы зерновых, что обеспечивало их сохранность и предотвращало опасность голода после набегов. Тут стоить отметить, что зерновые, из которых изготовлялся хлеб, имели еще и сакральное значение. Хлеб и зерно были основными продуктами, приносимыми в жертву и уничтожение хлеба обрекало соплеменников на проклятие со стороны предков или Бога. Именно зерновые, а с ними и хлеб считались божественным даром или даром предков. Зерновые произрастали на землях, где захоранивались умершие. Плоть растворялась в земле, а кости захоранивались в жилищах. Таким образом, хлеб произрастал из плоти умерших и хранил в себе их силу. Испеченные, а затем потребление хлеба являлось религиозным актом жертвоприношения. (Жертвоприношение это вовсе не убийство, а приготовление трапезы путем жарения, но об этом будет другая статья). Традиция потреблять хлеб в религиозных целях сохранилась до наших дней в большинстве конфессий и систем верований. "Хлеб всему голова" - эта пословица сложилась вовсе не в недавние времена. Скорее всего этой пословице десятки тысяч лет.
В домах, где производились вторичные захоронения, тоже жили. Это были первые священники, возможно старейшины семьи, которые совершали священнодействия и хранили семейные реликвии. Дом состоял обычно из одной комнаты и небольшой кладовой. В комнате располагались одна или несколько кроватей, очаг-святилище и полки, на которых выставлялись черепа предков, иногда покрытые охрой и священные предметы, - статуэтки богини - матери, лампады и возможно тотемные символы рода вырезанные из дерева. Над алтарем в стену вмуровывались обмазанные глиной бычьи головы - символ Бога. Голов было от одной до трех. Скорее всего количество бычьих голов указывало на статус или древность святилища.
Такая система сохранения святынь оказалась удачной и видимо соседние племена присоединились к строительству города, так как следов войн и разрушений больше не наблюдалось. Город просуществовал в таком виде, постоянно разрастаясь, 1400 лет, когда был сожжен и разрушен. Что послужило причиной этого неизвестно. Общепринятым является мнение о завоевании другим народом, но тогда непонятно почему город был полностью заброшен. Обычно завоеватели использовали остатки городов для основания своих поселений. Так Иерихон - самое древнее обнаруженное на сегодняшний день постоянное поселение, люди не покидали никогда. Возможно город на холме Чатал Хююк был уничтожен сами жителями в результате некоего кризиса веры, которые периодически появляются во всех культурах. Но об этом в следующих статьях.
Появление городов привело к следующему этапу развития человеческого общества - появлению государства. Но сначала появились цари. Так кто же это такие на самом деле?