Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Русский рэгтайм" (1993)
...Трое приятелей в день 7 ноября забрались на крышу московской многоэтажки, выпили, и один из них, дурачась, порвал одно из бесчисленных красных знамен, развешанных по всей столице.
Все бы ничего, да нагрянула милиция. Друзья - в рассыпную, но всем уйти от погони не удается.
Полутемный кабинет. Сцена-цитата из "Восхождения" Ларисы Шепитько. Только там - нацистский следователь и партизан, а тут - удивительно похожий на Анатолия Солоницина актер, играющий начальника из КГБ, и избитый, испуганный парнишка.
Но выбор тот же: нужно предать друзей, пойти на сотрудничество с властями...
Это центральные эпизоды ретрофильма Сергея Урсуляка "Русский рэгтайм", действие которого происходит во "времена застоя".
Но это вовсе не политический фильм-обвинение. Перед нами, скорее, лирическая драма ностальгии, авторы которой не стремятся заклеймить или проклянуть.
Они способны понять и простить, хотя, казалось бы, даже по библии нет греха страшнее, чем предательство...
Эмоциональная стилистика "Русского рэгтайма" напоминает "Любовь" Валерия Тодоровского, и авторы даже не пытаются скрыть это родство, пригласив на одну из главных ролей Дмитрия Марьянова, актера, запомнившегося именно по "Любви".
Александр Федоров, 1994
"Рэкет" (1992)
Журналистика в России по праву считается одной из самых опасных профессий.
В детективе "Рэкет" главный герой - тележурналист пытается чуть ли не в одиночку вывести на чистую воду группу матерых бандитов, имеющих покровителей в самых высших сферах власти.
Акценты в фильме проставлены четко и ясно. Никто из боссов преступного мира не против телепередач, ежедневно дающих криминальную хронику. Главное, чтобы на экран попадала только уголовная мелочевка. И не делалось никаких глобальных выводов.
Главному герою предлагают сыграть по этим правилам, обещая взамен алмазные горы. Он выбирает творческую свободу и жестоко расплачивается за это...
Когда-то (в 1970-х) в России были довольно популярны фильмы о противостоянии мафии и благородных одиночек, снятые итальянцем Дамиано Дамиани.
Сегодня в России уже никто не утверждает, что организованная преступность есть только на Западе.
"Рэкет" представляет собой художественную версию ежедневной документальной хроники на эту тему.
Здесь нет блестящих актерских работ, новаторского монтажа или виртуозной режиссуры.
Однако по сути этот фильм мог бы, наверное, потягаться с любым американским полицейским телеплеем...
Александр Федоров, 1993
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики