Найти тему

Синдром отличника

Синдром отличника – излишнее стремление любой ценой достигать исключительно отличных результатов. Как правило, стремление это формируется и закрепляется еще в школе, ибо именно в детском возрасте оно максимально поощряется. Наверняка, всем родители говорили, что нужно хорошо учиться, чтобы достичь чего-то в жизни. Примерно в таком виде эта установка и закрепляется – «Если я буду хорошо учиться и получать высокие оценки, значит всё в жизни у меня сложится замечательно, я обязательно достигну успеха». Впоследствии стремление к отличным оценкам переносится уже во взрослую жизнь и может затрагивать одну или несколько её сфер (работа, отношения, домашний быт и т.д.). Также, как ни парадоксально, одной из причин развития синдрома отличника может служить низкая самооценка, которая в данном случае выливается в желание человека достичь максимальных результатов и доказать окружающим (а в первую очередь себе), что он лучше всех.

Во взрослом возрасте, когда учеба окончена, синдром отличника может проявляться по-разному. Например, в неоправданном стремлении начальника переделывать работу за подчиненными и в приверженности принципу «Хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам». В быту дама с синдромом отличницы выделиться излишней тягой к идеальному порядку в квартире – все чашки у нее смотрят ручками в одну сторону, все носки отсортированы по цвету, все тарелки разложены по размеру, полотенца в ванной висят строго по линеечке и т.д. О том, какие проблемы может создать синдром отличника в отношения я даже расписывать не буду – в этот пост уже не влезет.

И ведь само по себе это вполне позитивное явление – стремление делать свою работу максимально хорошо. Поэтому основная задача в работе с синдромом отличника – это не избавиться от него, а взять под контроль.

Очень часто синдром отличника путают с перфекционизмом. Эти два явления действительно во многом похожи, но также они имеют несколько существенных различий, что не позволяет их считать тождественными друг другу. Основное отличие состоит в том, что перфекционист стремиться достичь идеального результата, в то время как для человека с синдромом отличника определяющее значение имеет полученная оценка его работы, а не сам результат. Во втором случае идеальный результат выступает как средство для получения желанного признания, желанной «пятерки».

А вы сталкивались с «синдромом отличника» на личном опыте? Или может знакомы с такими людьми? Делитесь в комментариях.