«Странная женщина» (1977)
Женя мечтала не столько о любви, сколько о сильных и открытых чувствах. Адвокат по профессии, она оставила семью, сына и, приехав в провинциальный городок, посвятила себя работе и людям, которые нуждались в ее защите. Потом появился человек, который не мог без нее жить.
Смотреть сейчас это кино - тяжкое испытание: медленно, много разговоров. Но зато какие актеры: Ирина Купченко, Василий Лановой!
А как мы ломились в то время на этот фильм, как спорили, ужасались, как не понимали, чего ей надо - этой героине, какого рожна?! Обеспеченная, муж симпатичный, к тому же высокопоставленный чиновник, по заграницам ездит, и сын хороший! Ну, свекровь не подарок, так у кого она подарок? Вот он муж - в полном недоумении:
Это жена ему сообщила, что уходит. Прямо так резко: ухожу и всё!
Даже в Париж с ним не поехала. Сразу должен был понять, что это серьезно, раз в Париж не поехала. Попасть в Париж в 1977 году было примерно то же самое, что сейчас - на Луну. А ушла она вот к этому товарищу - технарь, электронщик, бородатый, красивый, разведенный!
Даже что-то вроде эротических сцен там было - и то, только потому, подозреваю, что Купченко с Лановым были мужем и женой: поцелуи, объятья, полуобнаженная Купченко:
Но героический любовник оказался ничем не лучше - возлюбленная его прекрасно устраивала, пока была замужем, а когда выяснилось, что она от мужа ушла, он как-то занервничал. В общем, героиня пошлет их всех в сад и уедет к маме. И там встретит ту самую романтическую любовь, о которой мечтала. Вот он:
Но это уже во второй серии.
Разговоров в фильме много: о любви, о феминизме. Героиня протестует против того, что женщину спустили с пьедестала, во всем сравняли с мужчиной и низвели до уровня "партнера" - по работе, по науке, по постели.
Если сравнивать двух героинь двух фильмов - "Странная женщина" и "Красный жемчуго любви", о котором я писала в предыдущем выпуске, то получается интересно.
"Красный жемчуг любви": https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5a411f193c50f755025b6738/5d15e544c4c34e00ad7a7ea8/edit
Только надо вычесть тему детей, потому что у героини Купченко (Жени) - ребенок есть, а у героини Фандеры (Марии) - нет. Но это ничего не меняет: даже если бы у Марии был ребенок, сценарий ее жизни развивался бы точно так же - ничто не может наполнить ту пустоту, что у нее внутри.
Итак: жены - обеспеченные.
Мужья: миллионер и высокопоставленный чиновник, что по тем временам сопоставимо с нынешним миллионером.
Любовники: мотогонщик и электронщик, что по тем временам круче нынешнего мотогонщика.
Одна хочет любви и понимания, другая... в общем, того же.
Но разное время дает им желаемое в разной упаковке.
Вернее, упаковка-то одна, а вот то, что внутри...
Для Жени - все настоящее, для Марии - какой-то кошачий корм.
Одна женщина - человек, другая - кукла на шпильках, которая умеет страдать, но не умеет из этого страдания вырасти в человека.
Да, Женя тоже поступает... не так, чтобы правильно, но для нее безнравственно жить с человеком, которого больше не любишь. Она признается мужу почти сразу. Не может жить во лжи.
А Мария выходит замуж за нелюбимого человека и продолжает жить с ним - и на его деньги! - рассекая с любовником на мотоцикле и занимаясь с ним любовью где ни попадя.
Любовью нельзя "заниматься".
Можно просто любить.
Вот что произошло с нами за тридцать лет: мы научились заниматься любовью, но разучились любить.
Женя говорит своему возлюбленному: "Почему вы там в ваших Юнеско защищаете природу, но не защищаете чувства?" Вторя Джону Фаулзу, который писал, что в наше время вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств.
Похоже, что любовь и нежность уже на грани вымирания, если нам под видом любви представляют оголтелый секс среди недоеденного шашлыка, как в "Красном жемчуге".
Но это мое личное мнение.