Вертолет, будучи способным взлетать и садиться на небольшие площадки, предоставляет большое удобство и комфорт в качестве административного транспорта - что-то вроде "летающего лимузина". Неудивительно, что идея использовать вертолет для перевозки первых лиц государства появилась одновременно с приходом винтокрылых машин в авиацию.
Пионерами масштабного гражданского вертолётостроения были, конечно, США. Именно там, начиная с второй половины 1940- х годов, вертолет получил статус уже не просто летающей экзотики, а полноценного воздушного транспорта. Крупнейшими игроками (и пионерами) в вертолетной отрасли в те годы стали фирма Игоря Сикорского и Bell Helicopters. Вот машина, известная почти всем: Bell-47.
Эта изящная "стрекоза", полетевшая в декабре 1945 года, стала одной из самых известных и популярных винтокрылых машин. Вертолетный "бум" 50-х захватил Америку: "Беллы" и "Сикорские" уверенно входили в военную и гражданскую сферы применения.
Интересно, однако, что для перевозки высокопоставленных лиц поначалу применять вертолеты было запрещено из-за низкой надежности (во всяком случае, так думала служба безопасности). Так продолжалось до 1957 года, когда запрет был снят благодаря...Советскому Союзу.
Почему именно 1957 год? Вспомним, что произошло в этом году. Конечно, запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Но какое отношение имеет запуск ИСЗ в СССР к перевозке президента вертолетом в США?
Запуск первого спутника (а еще ранее- дальних ракет) означал, что Советский Союз имеет баллистическую ракету, способную поразить любой город на территории США. Подлётное время- порядка получаса: этого было явно недостаточно для эвакуации первых лиц из Белого Дома на автомобилях в аэропорт или бункер. Итак- вертолет.
Первым Президентом США, "освоившим" новый аппарат, был Дуайт "Айк" Эйзенхауэр. Машина ему очень понравилась, хотя до "воздушного лимузина" ей было далеко: это был обычный, серийный Bell 47J Ranger, вмещающий пилота и двух пассажиров. Единственное, что улучшили - отделку салона, поставили радиостанцию правительственной связи и тонировали фонарь кабины. Даже кондиционера в нем не было.
Немалое значение при выборе президентского вертолета имела хорошая статистика безопасности модели 47J Ranger, а также, что подчеркивалось, низкие расходы на эксплуатацию и обслуживание машины: деньги любят счет.
Обратим внимание, что кресло летчика располагается строго по центру, а приборная панель сдвинута влево, что дает превосходный обзор вперед. Ни на каком другом вертолете такой компоновки я не встречал.
Через пару лет Айк, которому надоело летать в тесном и жарком на солнце салоне "Рейнджера", попросил подыскать машину посерьезнее: им стал "Сикорский S-58". Эта машина, конечно, была уже много комфортнее и основательнее.
S-58 был президентским вертолетом до 1961 года. Ему на смену
пришел Sikorsky S-61. Он использовался 25 лет.
С 1987 года к президентскому флоту (а всего этот специальный вертолетный авиаотряд насчитывает более 20 машин) добавился VH-60N, тоже Сикорского.
После терактов 11 сентября было сочтено, что характеристики безопасности существующих машин недостаточны. Были выдвинуты требования к оснащению вертолетов системами радиоэлектронного противодействия ракетам "земля-воздух", экранированию от электромагнитного импульса, системами шифрованной связи и т.д. Был объявлен конкурс на новый вертолет. Программа шла очень медленно, в частности, несколько раз останавливалась по финансовым причинам: так, в 2008 сенаторы были совершенно шокированы, когда узнали, что стоимость одного вертолета (Lockheed Martin VH-71 Kestrel) превысила... 400 миллионов долларов - больше, чем стоит президентский Боинг "борт №1". А всего предполагалось построить 28 вертолетов... Общественность справедливо возмутилась совершенно непомерными расходами: а Барак Обама, узнав о цене новых вертолетов, сказал "это уж ни в какие ворота не лезет: а меня устраивает и старый вертолет". Финансирование сокращали, урезали, программу останавливали и перезапускали. После всех перипетий контракт снова достался фирме Сикорского (вот что значит верность традициям: президент США предпочитает машины Сикорского). Новый президентский вертолет VH-92A впервые приземлился у Белого Дома в 2018 году.
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Атомные дирижабли
Прыгающий автожир: отец вертолета
Ка-126: забытый вертолет
Первый турбовинтовой
Первый двухпалубный
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Вертолет в рюкзаке
Реактивный кукурузник
Синхроптер: танец с саблями
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!