Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Можно ли получить "интеллект взаймы"? Конечно!
Правда, как верно сказал один из героев комедии "Пена", подобные "фокусы не всем удаются".
Но директор крупного НИИ Махонин не из их числа. Лица, скромно пожелавшие остаться неизвестными, за находящуюся "в пределах разумного" сумму состряпали ему докторскую диссертацию...
Впрочем, нет смысла пересказывать сюжет известной пьесы Сергея Михалкова, послужившей основой для фильма. Как мне кажется, авторы сумели найти вполне удачный кинематографический эквивалент театральной драматургии, вклинив в действие преследующие Махонина фантастические сны-видения: его воображаемый визит в Америку, присуждение ему звания почетного академика и пр.
Все это сделано с размахом: автородео, больше похожее на автобойню, падение Махонина в пропасть прямо из... собственного кабинета...
Словом, яркие краски, динамика, каскад трюков. Чего тут только нет - "рапид", соляризация, съемки широкоугольным объективом...
Под жесткий, напористый ритм и залихватские пассажи синтезатора события картины перебрасываются из пресс-клуба Московского фестиваля на палубу комфортабельного теплохода, из квартир и кабинетов - в роскошный бассейн и загородный ресторан.
В довершение всего поет Алла Пугачева, а кое-где ей подпевает Михаил Боярский.
Этот фейерверк обрушивается на зрителей всего лишь за полтора часа, а надо ведь успевать следить и за развитием основной сатирической темы картины...
Словом, авторская фантазия хлещет через край.
В фильме собран ансамбль известных актеров, в котором, естественно, солирует Анатолий Папанов /Махонин/.
Как всегда блеснул мастерством и Ролан Быков. Его "нужник" - страшно нужный человек "куда пошлют" - производит одновременно отталкивающее и жалкое впечатление. Все жизнь быть "на подхвате", получая, подобно верному псу, подачки с барского стола...Печальная судьба...
Александр Федоров, 1980