Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Есть такой искусствоведческий термин - самодвижение художественного образа. Обозначает это несовпадение исходных авторских намерений и полученного результата.
Нечто подобное, по-моему, произошло в фильме сценариста Евгения Григорьева и режиссера Аркадия Сиренко "Отцы".
В давнем сценарии, ставшем ВГИКовской легендой за 20 лет до съемок, честному рабочему, бывшему фронтовику Дронову противопоставлялся негодяй и карьерист Новиков. Сей тип жестоко обижал чистую и романтическую дочь Дронова...
А в фильме "Отцы", на мой взгляд, вышло наоборот. Борис Щербаков вовсе не стремится вымазать своего героя дегтем с головы до ног. Сыгранный им преуспевающий министерский чиновник не лишен интеллекта, обаяния, деловой энергии, иронии. Логика его поступков весьма убедительна.
Да, он конформист, "человека свиты". Но разве он один? Что легко прощается тысячам посторонних подлецов и ловеласов, никак не может проститься коварному соблазнителю родной дочери.
Да и то сказать: наглость какая! Другие "хахали" соблазняют невинных девушек тайком от родителей. А этот возьми да выложи правду-матку Дронову!
А с такими у Дронова (Олег Борисов) разговор короткий - расстрел на месте. Без суда и следствия. Ведь для Дронова конформист Новиков воплощает все зло на земле.
Только вопреки изначальной авторской концепции сочувствуешь в итоге не Дронову, а бедолаге Новикову.
Конечно, бывший детдомовец Новиков превосходно усвоил правила игры в бюрократической системе. Но Новиков - естественный продукт этой системы. И когда он упрекает Дронова, что тот за всю свою жизнь ни разу ни на одном собрании не осмелился выступить против, послушно одобрял всё и вся, понимаешь, что персонажу О.Борисова крыть, как говорится, нечем...
Жаль, что таких эпизодов в "Отцах" немного. Со второй половины картины сюжет начинает явно пробуксовывать. Тем паче, что Олегу Борисову никак не удается преодолеть схематичность и монотонность роли отца-мстителя...
И все-таки жаль, что сценарий Е. Григорьева нельзя было экранизировать 20 лет назад...
Александр Федоров, 1989
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики