В последнее десятилетие наблюдается тенденция либерализации и демократизации нашего государства. Это также проявляется и в сфере образования. Какие только методики и системы не экспериментировали на школьниках (программа «1-3», введение ЕГЭ, отмена сочинений в выпускных классов, возвращение сочинений наряду с ЕГЭ и прочие нововведения). А сколько сейчас образовательных программ может быть в рамках одной школы?! Один класс учится по системе «Эльконина-Давыдова», другой - по программе «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония» и другие. Все эти системы хоть и имеют различия, но сходятся в одном – дети сидят на школьных уроках, изучают учебники, пишут в тетрадях, учат стихи, таблицу умножения, учатся рисовать как и в прежние времена. Из опыта обучения моей дочери в школе, где в разных классах были разные программы, скажу, что разницы в знаниях детей не заметно, только лишь индивидуальные различия детей, никто из параллели не окончил 4 класс раньше остальных. Одним словом, суть обучения - все та же – дать как можно больше знаний детям, не зависимо от того, как они их усваивают, как применяют и вообще, пригодятся ли они им в дальнейшем.
Общеобразовательные школы посещают большинство детей нашей страны – это же государственные стандарты и пока мы еще не отошли от той парадигмы, что дети должны хорошо окончить школу, чтобы поступить в вуз на бюджетное место и тогда нам не придется оплачивать их обучение. Надо признать, что так называемые «бюджетные места» - всего лишь название и вкладываться в обучение ребенка все равно в будущем придется. Вопрос только в том, насколько ему будет нравиться такое обучение и получится ли из него специалист. Я все же склоняюсь к тому, что важнее всего получить базовые знания и опыт лучше наработать практикой, углубляя свои знания. Такие системы, как бы мы не осуждали западные системы образования, присутствуют именно там. Да, там обучение длится гораздо дольше, но выпускники иностранных вузов уже знают себе применение в отличие от наших выпускников.
Современные родители все же задумываются об альтернативах гостовских школ и ищут наиболее продвинутые системы образования для своих детей. В России такие программы существуют, некоторые только в единичных экземплярах.
Какие же альтернативные образовательные подходы существуют в России. Разберем некоторые из них.
Экстернатное образование предполагает, что программу средней школы ребенок осваивает дома самостоятельно, с родителями, приходит в школу для сдачи итоговой аттестации.
Система школ Марии Монтессори. Довольно популярная в настоящее время, но распространена в основном в больших городах России. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания, относится к гуманной педагогике. Основными ее принципами является самостоятельность ребенка, свобода в установленных границах, естественное физическое, социальное и психологическое развитие ребенка. Чаще всего по данной системе работают детские сады, но есть и несколько школ.
Вальдорфская система образования. В процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Детям предлагают не заучивать информацию, а самостоятельно проводить исследования, делать выводы, описывать явления, устанавливать взаимосвязи. Данная школа предполагает систему тьюторства, когда в течение обучения группу курирует наставник (классный руководитель), оказывая в том числе и психологическую поддержку учащихся. Система отказалась от учебников и использует в обучении рабочие тетради - в начальной школе. В старших классах книги используются как дополнительные источники получения информации.
Школа Академика Щетинина в поселке Текос Краснодарского края и аналогичная ей школа-парк Мирослава Балабана в Екатеринбурге. Дети в школе учатся с той скоростью, с которой могут учиться; они усваивают предметы так, как им больше всего нравится их усваивать; в школах – преподаватели – сами дети. Дети изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда неделю. За одно погружение в предмет, ученики проходят весь объем материала по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет. Девочки обучаются отдельно от мальчиков. Учащиеся живут и учатся в зданиях, которые они построили своими руками, по своим архитектурным проектам и которые полностью отделали и разрисовали внутри. Большое значение придается истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо, никто не курит. Дети учатся в группах разных возрастов. Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей. Принимают в школу на базе начальной школы после собеседования.[1]
Что касается парк-школы М. Балабана, то принципы обучения аналогичные, только обучение проводится учителями в классах-студиях, дети сами выбирают, что хотят изучать и посещают это занятия, урок проходит в форме беседы, обсуждения В сети нашла интересную заметку о школе: «по сравнению с учениками обычных традиционных школ, ученики парк-школы более креативны и свободны в своих суждениях, они готовы к творческому поиску, рассматривают проблему более широко и в разных аспектах…. Важно отметить выводы, сделанные медиками. Они отмечают, что уровень физического здоровья выпускников парк-школы намного выше, чем учеников традиционной школы. Эти дети в гораздо меньшей степени подвержены усталости и переутомлению, особенно в конце учебного года, которые свойственны большинству современных школьников»[2]
Домашнее обучение все более распространяется в России. Очевидно, что ребенку комфортно в домашних условиях и педагогов можно подобрать тех, которые будут нравиться и ученику и родителям. Программа может изучаться по любой системе, как удобно ученику, зависит от его способностей и личных качеств. Единственный недостаток – отсутствие школьного общения со сверстниками, особенно в подростковом возрасте, когда ребенку просто необходимо взаимодействовать с ровесниками, делиться насущными проблемами, обсуждать наболевшие темы.
Жоховская система обучения. Она основывается на давнем опыте классических знаний в области образования и на применении результатов новейших исследований в педагогике, психологии, физиологии ребенка. Для эффективности образовательного процесса широко используются современные средства обучения и технические достижения. Жоховская система обучения в начальной школе изменяет привычный стиль отношений учителя и ученика. Привычного строгого сидения за партой нет, дети свободно ходят по классу, задают учителю интересующие их вопросы, обсуждают решение примеров или задач. Движения и упражнения обеспечивают наилучшие образовательные результаты, так как равномерно развивают участки головного мозга, особенно правого полушария. Образование по Жохову отличается тем, что присутствует собственная система отметок, выражающаяся в десятибалльной системе. Главным в системе считается рейтинг, который является показателем активности ребенка. Сейчас эта система покрыта некоторой тайной, невозможно найти о ней каких-то научных исследований, только отзывы родителей и учителей. Существуют отдельные классы при общеобразовательных школах, работающие по этой системе, но школы по этой системе пока нет.
Конечно, подобные нетрадиционные образовательные системы еще незначительно распространены в России, на мой взгляд, скоро они будут более востребованы, особенно среди тех родителей, кто заинтересован в нестандартном обучении детей, либо в приближении обучения к более естественным процессам развития детей.
[1] Усанин А. Школа будущего. Реальный опыт// журнал Благодарение. – 2018. - №5. - С.23-26
[2] Баталова А. Школа-парк (Школа М.А.Балабан), [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/shkola_park/10-1-0-587 (дата обращения: 13.06.2019)