Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
В психологической драме "Остановился поезд" Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов снова показали себя вдумчивыми художниками, для которых важны не возможности "криминального" сюжета, а глубина характеров и проблем, выходящих за рамки обычного уголовного дела.
Скупыми, сдержанными красками, неторопливо и подробно, они показывают, как небрежность, привычно-халатное отношение работников Н-ской железнодорожной станции к служебным обязанностям стоила жизни машинисту пассажирского поезда и едва не повлекла за собой еще большие людские жертвы.
Следователь Ермаков бескомпромиссно стремится дойти до сути происшедшего.
Журналист Малинин, напротив, считает, что раз человек уже погиб - не стоит докапываться, знал или не знал тот о неисправности спидометра локомотива, ставшей одной и причин аварии.
Кто прав? На чьей стороне авторы?
Конечно, закон на стороне Ермакова. Однако авторы объективно, беспристрастно подходят к своему герою, не стараясь сгладить его излишний максимализм, жестокость, сухость.
Олег Борисов создает достоверный образ не слишком избалованного судьбой человека, который хочет быть всегда и во всем честным.
Так шаг за шагом четко вырисовывается основная идея фильма: каждый человек должен отвечать за свое дело, тем паче, если от него зависит жизнь других людей.
Частная, казалось бы, история с аварией поезда наталкивала на размышления куда более обобщающие.
Абдрашитов и Миндадзе одними из первых сказали вслух то, на что иные не отваживались: не долетев до вожделенной Коммуны, "паровоз" тогдашнего общества не мог уже как прежде с бодрым энтузиазмом двигаться вперед...
Александр Федоров, 1987