Найти тему

Быть кем-то. (Исторические заметки)

Наблюдаю ситуацию. Мужчина в переполненном трамвае ерзает на своем сиденье. Ему очень неудобно, что он сидит, а остальные люди стоят. Двери трамвая открываются, и входит бабушка. Мужчина радостно вскакивает с места, пытаясь привлечь внимание старушки, но бабушка активно убегает в начало салона и мужчина разочарованно садится обратно. На следующей остановке история повторяется. Мужчина с отчаяньем в голосе кричит: «Тут есть место! Садитесь!». Но и женщина с ребенком игнорируют его и проходят дальше в салон. Так хочется мужчине быть тем человеком, который уступит место, хочется показать себя с хорошей стороны, но ему не позволяют «быть».

В детском саду, присутствовал на подготовке детского утренника, где воспитательница объясняла музыкальному руководителю, что мальчик Петя будет лисичкой на празднике осени. На что музыкальная руководительница, в присутствии мальчика возмутилась: «Этот? Лисичкой? Ну да. Да уж, нашли кому такую роль дать… Неужели никого поспособнее нет?». И тут не дают мальчику «быть кем-то».

На занятии йогой дети играют в мяч. Все бегают, пытаются перехватить мячик и одна девочка тоже пытается поймать мяч, но у неё не выходит, ребята опережают её. Подходит ко мне, чуть не плача, со словами: «Почему они не дают мне мяч? Я тоже хочу кидать!». Хочется ей быть игроком как другие, но дети не позволяют.

Если бы знать, сколько ситуаций можно было бы обратить на пользу других людей, если вовремя увидеть, что в человеке есть желание быть полезным другим. Быть кем-то для других. Но нередко, исходя из положительных мотивов, чтобы лишний раз не напрягать кого-то, а иногда из вредности, чтобы не дать возможности другому проявить себя, человек, готовый помочь, получает отказ или игнорируется.

Так некоторые родители делают всё за ребенка, боясь того, что тот перетрудится. Вследствие этого ребенок растет вялым и пассивным. Он кричит: «Я сам!». Но родитель не позволяет этой «самости» развиться. Чтобы дать ребенку раскрыться, нужно, предоставить ему возможность пробовать быть кем-то. Дать возможность набить свои шишки.

Но ещё более важно вовремя разглядеть в человеке потенциал к действию. Вовлечь его в деятельность. Нужно создавать ситуации, в которых человек сможет проявить себя. Пусть это будут даже мелкие ситуации - что-нибудь принести, подать, подержать. Необходимо культивировать в человеке понимание его нужности. Через это понимание рождается желание помогать другим.

В конце концов, мужчина в трамвае уступил место женщине и стоял рядом счастливый и гордый. Мальчик Петя вопреки музыкальной руководительнице стал лисенком и неплохо сыграл свою роль на празднике осени, а девочка с йоги смогла поймать мяч и включилась в игру. Не всегда всё так хорошо заканчивается, но, если есть возможность дать человеку «быть кем-то» нужно это сделать. Поверить в другого человека и принять его помощь, не менее важно, чем умение просить других о помощи.