Вы образованный человек? Уверен, что без ложной скромности большинство на этот вопрос ответит положительно. Но что стоит за этим понятием?
Ещё до начала работы в школе я задумывался о том, что же именно должен знать ребёнок, а затем и взрослый, о математике (именно её я преподаю), точных науках в целом, о технике, об истории представлений об окружающем мире, о живописи, искусстве и т.д. Какие книги точно нужно прочесть, какую музыку хотя бы раз услышать, какие картины увидеть, какие стихи прочесть-выучить-проанализировать.
И, конечно, одно дело - школьная программа, которую составляют умные дяди и тёти, да и формируется она годами и десятилетиями, а в более глобальных вопросах - буквально веками. Но вот действительно должен ли каждый образованный человек знать определение неопределённого интеграла, участь кота Шрёдингера, формулу этилового спирта, год отмены крепостного права, различать картины Мане и Моне, понимать образ Чацкого в понимании автора... Да список можно продолжать бесконечно (чем, как мне кажется, и занимается министерство просвещения), а не хотелось ли вам узнать, что же всё-таки знать полезно, что важно, а что - не стыдно не знать.
Сразу отмечу, что в этой статье такой супер-пупер список я не напишу, поскольку уверен, что у каждого он свой, но кое о чём всё-таки попробую рассказать.
Согласно педагогическому терминологическому словарю (2006 г.), образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. И хотя определений этого понятия, равно как и его синонимов и производных слов, много, в академической литературе они всё же весьма похожи, поэтому ограничусь этим, дабы не утомлять случайного читателя.
К сожалению, многие очень тяжко воспринимают подобные формулировки (ещё с первого курса универа, когда их было по 6-7 в каждом параграфе по какому-нибудь крайне важному общеобразовательному предмету), поэтому первое, что хочу отметить, образованность - качество личности в достаточной степени развившейся, т.е. как минимум ругать ребёнка за низкий уровень образования явно не стоит. Современные дети могут прекрасно знать 90-95% всех известной науке динозавров (пара таких интересных детишек мне встречались), но не знать, как складывать отрицательные числа. Расслабьтесь, у них много времени, успеют выучить, хотя бы к экзамену.
Следующий пункт - способность ориентироваться в окружающем мире и приспосабливаться к нему. Помните бизнесменов из 90-х? Как они сориентировались! Наверно, их образованность была на уровне. А как сориентировались Бил Гейтс или Стивен Джобс? А сколько есть людей, которые имея хорошее образование и неплохие интеллектуальные способности так и не могут приспособиться к окружающим изменениям в обществе, даже когда они происходят относительно медленно. Уверен, что сама по себе какая-то конкретная информация для ориентации в нашем обществе не поможет, тут вопрос в мышлении, совести, интуиции...
Ну и третье – приобретение новых знаний и самосовершенствование. Этот процесс, по-моему, вообще не должен останавливаться, поэтому вполне логично, что стандарты образования и похожие документы во многих странах на первое место ставят необходимость научить детей самим получать новые знания (самоорганизация), знать, где их искать (расширять кругозор), как их получить, понимать, какая информация и насколько достоверна (развитие критического мышления). Этот пункт вообще не сводится к получению какой-то отдельной информации, а представляет собой то самое важное, для чего человек и учится столько лет – способность продолжать своё развитие в любых ситуациях. Более подробно об этом напишу в отдельной статье.
Подводя итог всем этим мыслям, которые крутятся в голове лет уже 20, могу смело утверждать (как и Вы можете смело со мной не соглашаться), что нет абсолютно никакой информации, которую должен знать каждый.
Да, очень возмутительно, что семиклассники не знают, в каком году началась Великая Отечественная Война, одиннадцатиклассники не знают таблицы умножение (из личного опыта), а взрослые люди думают, что чем тяжелее предмет, тем быстрее он упадёт на землю (да-да, привет Галилею и Ньютону), но тем не менее каждый из нас, ну может кроме Вассермана и Друзя, очень многое не знает. И, к сожалению, если родители не позаботились о таком вот «списке самых важных знаний» для своего ребёнка, то он попросту утонет в невероятно огромном океане информации, который сейчас увеличился даже по сравнению с моим детством на порядок за счёт интернета. В школе никто не скажет, что «вот это надо точно знать, а на это можно забить», поскольку это черевато для учителей различного рода непониманием со стороны учеников и их родителей. Спорим, у вас был учитель, который вёл совершенно неинтересный для вас предмет, но из-за страха (реже – уважения) перед ним, вы так учили, зубрили этот предмет, что до сих пор помните какие-то правила, законы, факты, классификации и т.д. Но со всеми школьными предметами так не получается. А уж в университете и подавно, там совсем не до анализа информации и её ценности, сдать бы сессию (и забыть).
Поэтому очень часто можно наблюдать, что даже самые умные и хорошо обученные дети могут не знать каких-то весьма очевидных для вас фактов, и, как следствие, повзрослевшие, они не становятся более эрудированными: не каждый захочет узнать то, что он не знает. В современном мире это будет происходить всё чаще, поскольку практически каждая область окружающего нас мира сейчас расширяется практически до бесконечности.
Не расстраивайтесь, если вы не знаете значения новых слов, которые так любят произносить по телевизору, и уж тем более обожают подростки. Главное, вы знаете, где можно узнать их значения. Интернет – классная штука для самообразования. Ну а если вы ещё и библиотекой умеете пользоваться – то бояться информационного дефицита точно не стоит!