Найти тему
АвтАвиА

ЕрАЗ-762: фургон-мечта!

Логотип Ереванского автозавода
Логотип Ереванского автозавода

В начале 1960-х годов в СССР стали распространены небольшие микроавтобусы семейства РАФ-977, построенные на шасси "Волги" ГАЗ-21. Появившаяся в 1961 году модификация РАФ-977Д оказалась весьма удачной, и уже через год РАФ представил развозной фургон РАФ-977К на его базе грузоподъемностью 1000 кг.

Микроавтобус РАФ-977Д 1961-го года. Фото с сайта max-models.ru
Микроавтобус РАФ-977Д 1961-го года. Фото с сайта max-models.ru

Однако в Риге не хватало производственных мощностей для выпуска фургонов, поэтому эти машины решили производить в Ереване, где в 1964-1965 годах в строящихся корпусах завода "Автопогрузчик" было решено организовать производство фургонов РАФ-977К. Завод получил имя "Ереванский автомобильный завод", сокращенно - "ЕрАЗ". Получилась интересная игра слов: "ераз" по-армянски означает "мечта".

Опытный фургон РАФ-977К, построенный в 1962 году
Опытный фургон РАФ-977К, построенный в 1962 году

Итак, с 1966 года в Ереване началось производство развозных фургонов РАФ-977К под именем ЕрАЗ-762. Машина имела гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше.

ЕрАЗ-762 (1966-1971) - первая серийная модификация фургона
ЕрАЗ-762 (1966-1971) - первая серийная модификация фургона

В 1971 году фургон был модернизирован до ЕрАЗ-762А. Машина получила штамповки-фальшокна на боковинах кузова и задних дверях.

ЕрАЗ-762А (1971-1976)
ЕрАЗ-762А (1971-1976)

В 1976 году прошла более серьезная модернизация: ЕрАЗ-762Б получил дефорсированный двигатель от ГАЗ-24-01 (модификация "Волги" для работы в такси). Эти машины можно отличить по наличию выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши, а также изменившейся штамповкой фальшокон. Из малозаметных отличий: лючок бензобака ЕрАЗ-762Б располагался чуть ниже, чем у предшественников.

ЕрАЗ-762Б (1976-1979)
ЕрАЗ-762Б (1976-1979)

Наконец, в 1979 году появился самый распространенный ЕрАЗ - модели 762В. Вместо выпуклых подштамповок на боковинах кузова были применены вогнутые, прерывающиеся у стыков. Сзади появились отдельные указатели поворота (вместо четырех фонарей всего стало шесть).

ЕрАЗ-762В (1979-1996)
ЕрАЗ-762В (1979-1996)

В 1990-х годах машина также получила ряд существенных усовершенствований: двигатель УМЗ-4178 от "Буханки", задние фонари от РАФ-22038 и т.п., но эпоха "762-х" подходила к концу, и таких машин было выпущено немного.

ЕрАЗ-762ВА - автомобиль медицинской помощи на базе фургона ЕрАЗ-762В. Фото с сайта max-models.ru
ЕрАЗ-762ВА - автомобиль медицинской помощи на базе фургона ЕрАЗ-762В. Фото с сайта max-models.ru

Таким образом, архаичнаый фургон с незначительными усовершенствованиями выпускался аж до 1996 года. Старая конструкция вызывала сложности в эксплуатации и требовала тщательного обслуживания. Ситуацию еще больше усложняло крайне низкое качество сборки автомобилей на ЕрАЗе: эти машины служили всего 5-10 лет, а до наших дней их сохранилось очень мало.

ЕрАЗ-762ВГП (1988-1996) - грузопассажирская модификация фургона ЕрАЗ-762В. Фото с сайта max-models.ru
ЕрАЗ-762ВГП (1988-1996) - грузопассажирская модификация фургона ЕрАЗ-762В. Фото с сайта max-models.ru

Но несмотря на все недостатки, советские люди ЕрАЗы любили (впрочем, как и РАФы). Мы тоже сейчас вспоминаем эти машины лишь с ностальгической грустью и не припоминаем им частые поломки и сложности в эксплуатации.

ЕрАЗ-762ВДП (1991-1996) - бортовой грузовик с двухрядной кабиной на базе фургона ЕрАЗ-762В, мелкосерийно выпускавшийся в первой половине 1990-х годов. Фото с сайта max-models.ru
ЕрАЗ-762ВДП (1991-1996) - бортовой грузовик с двухрядной кабиной на базе фургона ЕрАЗ-762В, мелкосерийно выпускавшийся в первой половине 1990-х годов. Фото с сайта max-models.ru
Фургоны семейства ЕрАЗ-3730 разрабатывались на смену устаревающему ЕрАЗ-762 еще с 1980-х годов и даже серийно выпускались в 1990-х, но по-настоящему массовой эта модель так и не стала
Фургоны семейства ЕрАЗ-3730 разрабатывались на смену устаревающему ЕрАЗ-762 еще с 1980-х годов и даже серийно выпускались в 1990-х, но по-настоящему массовой эта модель так и не стала

А какие ЕрАЗы встречались вам?