В начале 1960-х годов в СССР стали распространены небольшие микроавтобусы семейства РАФ-977, построенные на шасси "Волги" ГАЗ-21. Появившаяся в 1961 году модификация РАФ-977Д оказалась весьма удачной, и уже через год РАФ представил развозной фургон РАФ-977К на его базе грузоподъемностью 1000 кг.
Однако в Риге не хватало производственных мощностей для выпуска фургонов, поэтому эти машины решили производить в Ереване, где в 1964-1965 годах в строящихся корпусах завода "Автопогрузчик" было решено организовать производство фургонов РАФ-977К. Завод получил имя "Ереванский автомобильный завод", сокращенно - "ЕрАЗ". Получилась интересная игра слов: "ераз" по-армянски означает "мечта".
Итак, с 1966 года в Ереване началось производство развозных фургонов РАФ-977К под именем ЕрАЗ-762. Машина имела гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше.
В 1971 году фургон был модернизирован до ЕрАЗ-762А. Машина получила штамповки-фальшокна на боковинах кузова и задних дверях.
В 1976 году прошла более серьезная модернизация: ЕрАЗ-762Б получил дефорсированный двигатель от ГАЗ-24-01 (модификация "Волги" для работы в такси). Эти машины можно отличить по наличию выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши, а также изменившейся штамповкой фальшокон. Из малозаметных отличий: лючок бензобака ЕрАЗ-762Б располагался чуть ниже, чем у предшественников.
Наконец, в 1979 году появился самый распространенный ЕрАЗ - модели 762В. Вместо выпуклых подштамповок на боковинах кузова были применены вогнутые, прерывающиеся у стыков. Сзади появились отдельные указатели поворота (вместо четырех фонарей всего стало шесть).
В 1990-х годах машина также получила ряд существенных усовершенствований: двигатель УМЗ-4178 от "Буханки", задние фонари от РАФ-22038 и т.п., но эпоха "762-х" подходила к концу, и таких машин было выпущено немного.
Таким образом, архаичнаый фургон с незначительными усовершенствованиями выпускался аж до 1996 года. Старая конструкция вызывала сложности в эксплуатации и требовала тщательного обслуживания. Ситуацию еще больше усложняло крайне низкое качество сборки автомобилей на ЕрАЗе: эти машины служили всего 5-10 лет, а до наших дней их сохранилось очень мало.
Но несмотря на все недостатки, советские люди ЕрАЗы любили (впрочем, как и РАФы). Мы тоже сейчас вспоминаем эти машины лишь с ностальгической грустью и не припоминаем им частые поломки и сложности в эксплуатации.
А какие ЕрАЗы встречались вам?