Добрый день, уважаемые читатели! В предыдущей статье мы с Вами начали анализировать причины военных поражений СССР в 1941 году. И сейчас я предлагаю продолжить разговор об этой драматичной странице отечественной истории.
Хотите узнать, как зарождалось Древнерусское государство, почему антураж Средневековья так популярен в произведениях фэнтези и над чем шутят историки? Тогда подписывайтесь на канал Magistra vitae!
Итак, мы выяснили, что накануне Великой Отечественной войны Советский Союз, в отличие от Германии, был без союзников, Красная армия активно переобучалась и перевооружалась, что также негативно сказалось на боеспособности к 22 июня и боевой опыт Красной армии был гораздо скромнее такового у Вермахта. Казалось бы, этих факторов более чем достаточно, чтобы военные неудачи 1941 года выглядели закономерными. Но... Дальше - больше...
Успешная мобилизация - наше все!
Если уж в мире "запахло войной", что нужно делать руководству страны? Правильно! Приводить войска в полную боевую готовность, провести мобилизацию, иначе говоря! Мобилизация неизбежно ассоциируется с железнодорожными перронами, с которых под женские рыдания заходят в вагоны удрученные мужчины, призванные защитить страну от вторжения.
В действительности, мобилизация - крайне сложный процесс. Все кто находится в увольнительной, крепко спит/ есть блины у тещи или вовсе уволен в запас должны быть призваны, распределены между частями, дабы довести их численность до штатной, обмундированы, вооружены и политически проинформированы: мол, супостаты идут, мужайтесь, враг будет разбит, победа будет за нами! И все это нужно было реализовать на просторах огромной страны размером в 1/6 часть суши. И каждый этап сопровождается бюрократическими проволочками, какими-то инструкциями и прочей возней. Не на руку Красной армии играла и
некоторая доля самоуверенности командования, мол, "Красная армия всех сильней"! Привести вооруженные силы в боеспособное состояние в таких условиях, мягко говоря, непростая задача.
Накануне Первой мировой войны русские генштабисты вели расчеты скорости мобилизации европейских армий. По их данным, менее чем за две недели могли провести мобилизацию и вступить в войну немцы, примерно две недели требовалось Австро-Венгрии и Франции. Российская империя, следуя союзным договоренностям, должна была вступить в войну на 15-й день мобилизации, хотя завершение мобилизации требовало, по некоторым данным, около 40 дней.
И, не стоит забывать, что организация вооруженных сил претерпела со времен Первой мировой войны значительные изменения. Появилась полноценная авиация, танковые войска, минометы, противотанковая артиллерия, артиллерия противовоздушная... Вооружение и снабжение войск стали более сложными. А значит, тем сложнее стала реализация плана мобилизации. Более того, если Первая мировая война началась с "гонки мобилизаций", то накануне Великой Отечественной войны гнаться было не за кем! В июне 1941 года Вермахт уже был во всеоружии, и до начала войны стало понятно, что начальный ее этап проигран! Все споры о том, кто, когда, кому отдал приказ о приведении войск в полную готовность, как этот приказ выполнялся... Очевидно, что с организационной составляющей проблем было выше крыши. Но все это уже не важно, перед очевидным фактом запоздалости каких-либо действий.
Кстати, задачу по приведению войск в боевую готовность несколько раз на протяжении 1941 года выполняли, когда данные разведки сообщали об очередной дате нападения Германии. Отчасти, это повторяющаяся "ложная тревога" сказалась на боеспособности Красной армии. Скажем, Западный военный округ во главе с Дмитрием Григорьевичем Павловым приказ о мобилизации попросту проигнорировал. За что через несколько дней после начала войны был расстрелян, вместе со своими заместителями.
Граница не на замке
В 1939 году СССР включил в свои территории Прибалтику, значительную часть территорий Польши (да-да, опять им досталось!) В дополнение к этому, Советский Союз победил в войне с Финляндией, отодвинув свои северные границы от Ленинграда.
Таким образом, вдоль западных границ СССР образовалась, своего рода, буферная зона из новых территорий. Желание советского руководства расширить территорию, дабы защитить свои исконные земли в случае вторжения - вполне очевидный, разумный геополитический ход. Однако, помимо буферной зоны, мы получили новую, совершенно неукрепленную границу. Если на старой советской границе были какие-никакие укрепрайоны так называемой "линии Сталина" (которая была, по большей части, срыта за ненадобностью), то новые границы были голы, аки березка, ободранная средневековыми новгородцами на бересту! И это очень серьезный фактор, подрубивший обороноспособность Красной армии. Есть же разница где отражать авианалеты врага и встречать танки: в траншеях, блиндажах, ДОТах и за минными полями... Или где придется?
Не терпит история сослагательного наклонения, но все же. Давайте представим, что этих территориальных присоединений не было. Финляндия едва ли стала бы союзником нацистов, не участвовали бы ее войска в войне с нами (кстати, новые земли нас не спасли от финнов - их войска дошли до Ладоги и удерживали блокаду Ленинграда).
На западной границе натиск Вермахта отражали бы в укрепрайонах. Глядишь, последствия нападения и не были бы для нашей страны столь тяжелыми...
Соотношение сил
К июню 1941 года общая протяженность западной границы СССР составляла 4,5 тысячи километров. Соотношение сил на столь колоссальном будущем фронте было следующим...
То есть, почти по всем показателям, кроме численности личного состава, Красная армия превосходила Вермахт. Но дело в том, что, как уже говорилось ранее, советские войска вели мобилизацию, а этот комплекс мер, вплоть до его завершения, сводит на нет процесс подготовки к отражению удара. Звучит абсурдно. поэтому попробую объяснить доступно.
Представьте, что Вы, уважаемый читатель, в гордом одиночестве, темной ночью подверглись нападению негодяев, именуемых в простонародье гопниками. Если Вы начнете рыться в сумке в поисках газового баллончика, звонить в полицию, звать на помощь, озираясь по сторонам (это, по сути, наша мобилизация), то Вы, вероятнее всего, прозеваете удар своих обидчиков. И еще один. И так до тех пор, пока Вас не запинают, отобрав все имущество. Если же Вы ударите ближайшего супостата посильнее да побольнее, то, вероятно остановите нападающих. Или Вас все равно "отметелят", но, получив урон. На помощь звать, доставать средства самозащиты и т.п. либо будет поздно, либо уже не надо.
Вот и Красная армия, увы, проводя мобилизацию, оказалась не готова отражать удар.
А теперь вернемся к мысли про границы в 4.5 тысячи километров и немного вникнем в азы военного дела. Есть, очень грубо говоря, две стратегии: наступательная и оборонительная. Первая дает очень серьезное преимущество. А именно: инициативу, возможность выбора. Атакующая сторона выбирает наиболее удобную позицию и, скопив силы, добившись на конкретном участке фронта численного перевеса, наносит удар.
Оборона тоже имеет преимущества, а именно дает возможность использовать особенности местности и укрепления, своевременно подтягивать резервы. Только вот беда: укрепрайонов никаких у Красной армии не было. Оборонительная стратегия, которую СССР вынужден был принять 22 июня, не давала армии никаких преимуществ, лишь свойственные ей недостатки. Растянутые вдоль всей границы войска НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ФРОНТА подверглись массированному удару авиации, артиллерии и танковых "кулаков". И не важно оказалось общее соотношение сил. Важно, что там, где нацисты наносили основные, а не отвлекающие удары, у них было подавляющее численное превосходство. И в пехоте, и в авиации, и в танках, и в артиллерии. Господство в воздухе, за счет первого удара, нацисты захватили сразу же: только в первый день войны были уничтожены 1200 советских боевых самолетов различных типов (из них 75% прямо на аэродромах). Господство в воздухе = возможность бомбить советские танковые, пехотные, да какие угодно колонны и не давать советской авиации делать это с колоннами своими. В дополнение к этому идет тотальное превосходство Вермахта в моторизации воинских частей. Наличие моторизованной пехоты, обученной сражаться во взаимодействии с танками а подвижной за счет тягачей артиллерией = возможность быстрых маневров, концентрации сил и окружения частей Красной армии с последующим добиванием. И изменить сложившегося в 1941 году положения дел, увы, уже не могло ничего... Советскому Союзу оставалось лишь сбивать темп наступления врага, эвакуировать промышленность и изматывать нацистов, чтобы потом совершить Коренной перелом и разгромить нацистов и их союзников...
На этом все, спасибо за внимание...