Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Валерий Рубинчик вполне заслуженно считается одним из самых эстетских российских режиссеров. В 1990-х годах он по-прежнему верен своему кредо: для него кино в первую очередь - изображение.
Отсюда изысканность, стильность кадров его "Нелюбви": черно-белая пленка изумительно передает световые потоки, струящиеся сквозь овальные окна в полутемные квартиры старинных домов; серебристые оттенки мерцающего света, ночные тени...
И вдруг кадры заполняют яркие цветовые пятна старых фильмов с Мерлин Монро, а вслед за этим и некоторые сцены фильма приобретают характерный для цветных фильмов 1950-х насыщенный колорит...
Главная героиня фильма - молодая женщина по имени Рита - чувствует душевное родство со своей любимой Мерлин. Однако, хотя во многих эпизодах картина Рита снята обнаженной, ее угловатая фигура подростка напрочь лишена сексапильности, тогда как Монро вовсе не надо было раздеваться для того, чтобы зрители ощутили ее неотразимую эротичность...
Но не зря же фильм назван "Нелюбовь": в треугольнике с седовласым фотографом и неким симпатичным парнишкой без определенного характера Рита постоянно чувствует себя потерянной...
Сценаристка и актриса Рената Литвинова написала для этой картины замечательные монологи героини, в причудливой и капризной экзальтации которых проглядывает ее личная, неповторимо индивидуальная манера речи.
Жаль, что Литвинова не сыграла роль Риты сама...
Фильм Валерия Рубинчика весь соткан из неустойчивости, зыбкости, призрачности человеческой жизни.
"Нелюбовь" - это российская "невыносимая легкость бытия"...
Александр Федоров, 1992
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики