Найти тему
Сергей Блинов

Пессимизм или реализм?

Оглавление

Некоторым может показаться, что я пессимист. Но это ошибочное мнение. Просто я опираюсь на известную мне информацию, а оптимизму – своё время.

Почему меня обвиняют в пессимизме?

Достаточно посмотреть заголовки моих статей за последние несколько месяцев, чтобы создалось впечатление о моём завзятом пессимизме:

«На пороге нового кризиса»

«Запах рецессии»

«Экономика на грани нервного срыва»

«Об излишнем оптимизме Орешкина»

«В ожидании «чёрного вторника»

Попробую показать, что не являюсь пессимистом и приведу два аргумента: 

  • «включаешь – работает» и 
  • «оптимизму своё время».

Включаешь – работает

Говорят, пессимист – это хорошо информированный оптимист. Предупреждая о кризисе, я опираюсь прежде всего на объективные данные. Более того, именно на эти данные я опирался в своих статьях 2013-2014 годов, в которых предсказывал кризис 2015 года (тот самый, который некоторые отсчитывают со взрывного роста курса валюты в декабре 2014-го).

Любой желающий может это проверить: как говорят шахматисты – «все ходы записаны» (см. «Как ЦБ сделал кризис 2014 года: хроника событий»).

И все эти предупреждения оказались верными!

Оптимизму своё время

Был я и оптимистом. Просто некоторые могли забыть, а другие не в курсе, было это в 2015 и 2016 году.

Ещё в 2015 году, в разгар кризиса, я увидел признаки разворота в сторону роста и не замедлил написать об этом (см. «Неужели разворот» и «Браво, Минфин!»)

Позже, в начале 2016 года в среде чиновников и аналитиков царило уныние и ожидание усиления кризиса (см., например, «С новым спадом!») , цены на нефть падали, а рубль пошёл на очередной виток девальвации.

Это выглядело как безрассудство, но я выступил тогда в роли оптимиста (опять опираясь на факты), и оказался прав. 1 февраля 2016 года я написал заметку «Выход из кризиса подтверждается» (позже она вошла в редакционный материал журнала «Эксперт» под названием «Дано или не дано» (1|2|3).

А чуть позже, в апреле 2016 года, я написал такие слова:

«Денежный голод» в России заканчивается. Это всегда было верным признаком выхода из кризиса.

Российская экономика сейчас похожа на больного, полагающего, что дела его плохи. Но врач уже получил результаты обследования, где написано: пациент выздоравливает. Назавтра они станут известны и пациенту, и он сам вдруг почувствует, что здоров…

Так и с экономикой России: она выздоравливает, только «сама об этом еще не знает»

Сопровождались эти слова вот такой иллюстрацией:

Макроэкономика: выход из кризиса приближается

(ссылка)

А ещё в том же году появилась заметка «Груз есть!» об одном из «любимых» моих показателей. Я был оптимистом и опять оказался прав! Окончательная оценка Росстата подтверждает: ВВП в 2016 году вырос.

Теперь вы видите: мой нынешний пессимизм отнюдь не врождённый.

Что сейчас

Сейчас я опять больше похож на пессимиста (см. выше "Почему меня обвиняют в пессимизме"). Увы, сейчас Центробанк, этот главный творец всех кризисов и взлётов российской экономики, не даёт поводов для оптимизма. Но будьте уверены: если такие поводы появятся, мы обязательно об этом сообщим. 

П.С. 

Для тех, кто использует Телеграм: 

Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2". 

В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ. 

https://t.me/m2econ