Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Есть у известного французского писателя и режиссера Алена Роб-Грийе фильм "Трансевропейский экспресс", где некий писатель пишет детективный роман, и на экране возникают вариации эпизодов воображаемой истории. Картина, где причудливый поток сознания плавно растворяется в синематечной цитатности.
Да и у покойного мэтра французского экрана Франсуа Трюффо был, помнится фильм под названием "Не стреляйте в пианиста". тоже с криминальной интригой.
Автор российского фильма "Не стреляйте в пассажира", вероятно, рассчитывал на такого рода киноаналогии. Один из его героев - писатель, который пытается сочинить роман о неком журналисте, попадающем в сюрреалистический мир насилия, причудливых видений, махровой бюрократии...
Интуитивно ощущая, что коварный писатель вознамерился его уничтожить, бедняга журналист пытается вырваться из сюжетных капканов. И тогда писатель переносится на страницы романа. И садится за руль автомобиля, чтобы "случайно" сбить осточертевшего ему бунтаря...
Упомянутые мною французские фильмы были легки и изящны. фильм Х.Экенова, напротив, тяжеловесен, медлителен.
Вместо пародийной стилизации в нем ясно прочитывается попытка создания философской притчи. На мой взгляд, эта попытка вышла неудачной.
Быть может, потому, что ни один из героев фильма не вызывает никакого сопереживания. Персонажи-знаки в холодных рамках жанра...
Стреляют в них, или нет - какая, в сущности, разница?
Александр Федоров, 1993