Найти тему

Какие существуют способы работы с картами Таро? Часть 3: Гадательная система

Таро как гадательная система

Гадание — это самый очевидный способ применения Таро, и может показаться, что рассказывать о нем нечего, к тому же это моя основная специализация, и думается, что ничего не важного или, наоборот, чересчур важного в гадании нет.

Однако можно немного коснуться того, чем отличаются друг от друга различные гадательные школы, какие есть подходы к самому процессу гадания (и здесь мы, надеюсь, последний раз коснемся психологизма в Таро), а также немного осветим тему целесообразности многообразия колод.

Не касаясь истории того, откуда произошло Таро (все письменные источники, как правило, не уходят дальше XV века) какое-то активное восстановление и создание колод началось в конце XIX века и начале XX. Это привело к тому, что сейчас существует четыре базовые колоды Таро, вокруг которых построено четыре традиции Таро.

•марсельское таро — классическая традиция, основанная на первых итальянских колодах;
•таро Кроули — создание
Алистером Кроули после ухода из ордена «Золотой Зари»; полное переосмысление того, что делал Мазерс;
•таро Уэйта — создание
Артуром Уэйтом после ухода из «Золотой Зари»; считается, что оно относится к тому, что делал Мазерс;
•таро Папюса — на основе фундаментальных теоретических исследований классического итальянского таро; продолжение традиции
Элифаса Леви.

Вдохновение все эти высокообразованные и талантливые магически люди черпали из работ Эттейллы и первоначальной колоды, из которой все создавалось — была колода Освальда Вирта (больше всего она похожа на марсельскую).

-2

Если обратиться к всеведущему гуглу можно узнать много интересного по каждой их этих традиций, начав, например, с отцов-основателей и их книг или особо удачных и адаптированных последователей (Уэйт — Иллюстрированный ключ к Таро, Кроули — Книга Тота, Паюс — Цыганское (предсказательное) Таро, и, например, просто по моим личным симпатиям — Йоав Бен-Дов — Марсельское Таро).

Чем отличаются традиции друг от друга? Они по-разному описывают Таро и точки зрения соответствия Старших Арканов каналам дерева Сефирот (каббалистическая схема строения мира, описывающая движение божественной энергии по тонким планам, которая творит физический мир), или вообще безотносительно к какой бы то ни было каббалистике. От этого, не в последнюю очередь, зависит понимание «старшенства» внутри Арканов: от большого к малому или наоборот; а также положение некоторых Старших Арканов в этом ряду. (Отсюда — первый или последний Шут, вопрос о положениях Силы и Правосудия).

(На изображениях ниже показаны варианты изображения Старших Арканов на Древе Сефирот)

-3
-4
-5

О конкретных значения карт и чем именно они отличаются в разных традициях говорить было бы неинтересно, а скорее бессмысленно, потому что авторы направлений и их последователи уже выпустили достаточно литературы на эту тему, с которой может ознакомиться читатель при желании. Интересней, чем значения, о которых можно прочитать, является то, как воспринимается прорицателем сам процесс гадания вне зависимости от традиции. Какие “идеологические основы” он под мантику подводит и как именно ими пользуется. Можно выделить три, которые легко пересекаются друг с другом, благодаря или вопреки здравому смыслу:

1. Наличие дара предвидения, который просто как-то развивается, а карты Таро, являются вторичным средством для большей детализации предсказаний. С этим поспорить достаточно сложно, однако, это предполагает как минимум два типа рассуждений: либо магические способности это что-то из Гарри Поттера, где маглы не имеют никаких даров, а маги — имеют дары магические (эдакие иксмены), либо все могут с определенного момента учиться магии, но некоторая «специализация» может возникнуть очень рано и она будет проявляться в способности к предвидению наиболее вероятных событий. Крайним вариантом может быть способность гадать и видеть будущее семейно, однако, это достаточно редкий случай, вопреки всем буклетам с «потомственными гадалками». Дар работает, в основном, «непонятно как», но касаясь карт, активирует (как хочется надеяться, опираясь только на свидетельские показания) прямое видение. В конце концов, «я художник таролог — я так вижу”.

2. Работа символических значений карт с подсознанием — способность интерпретировать значения карт в конкретном человеческом случае связан с тем, что таким образом ассоциативно работает его подсознание. Подсознание по множеству информации, которая наблюдается человеком извне (согласно этой вполне разумной теории) воспринимает и запоминает больше «сигналов», чем сознание. Поэтому, если его правильно «научить», оно при взгляде на карту в определенной ситуации будет считывать эту информацию и выдавать через увиденный аспект карты. Так же есть модель, в которой гадание, это взаимодействие двух полей — подсознаний таролога и клиента, где подсознательный слой первого взаимодействует с подсознательным слоем второго.

-6
-7
-8

С этим связана необходимость прорабатывать колоды. Если задачей является тренировка вашего подсознания, которое выдает разную информацию на разные стимулы, возникает необходимость новых колод для самого таролога, специализированных колод на каждую тему (соответственно) — для любви, для бизнеса, для магии, для личного развития, для контакта с богами и покровителями, и необходимость с каждой колодой тщательно проводить предварительную работу, соотнесение личной и карточной знаковой системы друг с другом.

Например, на картинках сверху (сейчас они не для красоты, а по делу) изображены Арканы Императрица (3) из разных колод Таро. Над верхним абзацем изображен Аркан Императрица из классических колод. Если не вдаваться в подробности, но обратиться исключительно к символическому ряду, то исходя их верхних изображений можно сказать, что Императрица представляет собой женщину или некоторую Силу обладающую рядом атрибутов: головной убор, цветные одежды, трон, щит, жезл, иногда — птицы. К описаниям Императрицы иногда относят то, что она находится в саду и беременна. Символически Императрица связана с природой, материнством, цветением, тому, что мы относим к «женским энергиям и проявлениям», с гармонией естественного роста и с управлением всеми вышеперечисленными процесса. В каждой системе есть свои привнесения и дополнения связанные с символикой или более сложным пониманием карты, но перечисленное можно считать основной точкой.Позиция интуитивного чтения порождает необходимость того, что люди, хотя бы раз зашедшие в эзотерический магазин могли видеть на полках с Таро — большое количество самых разнообразных колод с самыми разными сюжетами. И это связано не только с трендами.Что нам дают разные колоды?

Например, Императрица 1 (И1) больше говорит об аспекте управлении, о подзывании кого-то, о получении желаемого, не только об изобилии, но и о богатстве. Ее щит защищает самой силой жизни, которая тут вроде как орнамент, похожий на цветок. Или это капризная и своевольная барышня, получающая все, что захочет. Или женщина, указывающая что делать, не просто силой своей власти, а тем, какой важный принцип она олицетворяет. И2, признаться, больше напоминает Папессу, но если считать, что все с ней хорошо, она в большей степени похожа на пчеломатку и некоторый управляющий центр каким-то особым отделом трутней или пчел-работников. Никакого тела, ничего низшего. И3 добра, пушиста, и олицетворяет чистое материнство. Возможно, наставничество, опекаемость, возможно необходимость быть бережным с каким-то процессом. И4, бесспорно, из безумной колоды, но в ней собралось, все лучшее от своеволия, готовности отвернуться от других ради своих безумных идей. Внутри она не такая как снаружи, она полна трансформационного потенциала. В И5 много символики и она может быть и принципом, существующим на небе-на земле, и эволюционным процессом, и влияющей на вероятности силой, тут уж кто во что горазд. В И6 больше интимности, чувственности, нераскрытости, женственности, плодородия и пр. И это просто по два предложения на каждую колоду. Если вы сами посмотрите не приведенные карты, вы наверняка найдете больше дополнительных значений и тех, которые были бы только вашими. Или тематически бы по-разному читались к разным запросам: в бизнесе или личной жизни.

-9
-10
-11
-12
-13
-14

3. Включение в арканы Таро как в Силы и видение ситуацию через вольт расклада. Это самый непростой и долгий в обучении способ, который оправдывает себя для тех, кто занимается магией. Условно меньшими по сложности, но схожими по сути является Посвящение (присоединение) в эгрегор (договор) гадания на Таро, которое дает доступ к каналу ясновидения и развитию прямого видения; и считывание информации при помощи расклада как точки «входа» прямо из Хроник Акаши (ноосферы и прочих космических интернетов). Весьма непросто в короткой статье без дополнительной терминологии объяснить, как это происходит, но если попробовать объяснить это грубо и универсально: каждый Аркан представляет из себя сложное состояние в котором можно жить и действовать. Это состояние обладает множеством точек входа и множеством аспектов этого состояния, которые проявляются по мере присутствия в нем и по мере «проживания» его. Если наработана такая сложная библиотека состояний, то при гадании для таролога ситуация клиента будет видеться не только «в плоскости» настоящего момента или в срезе, но и в некоторой многослойной динамике и перспективе. Также, эзотерический аспект ситуации будет более очевидным и ярким.

Внешне, в общении и в непосредственной интерпретации расклада, тарологи, по-разному обучающиеся Таро и по-разному видящие процесс гадания могут никак между собой не отличаться и даже говорить, что легко склоняются к одной и более гипотезам о своем основном «источнике информации».По большому счету, не столь важно, на каких представлениях основывается видение и способность к гаданию на картах Таро. Однако, оно становится значимым, если мы хотим развиваться в нашем видении и улучшать его.

В концепции дара (не всегда, но тем не менее) может присутствовать представление о том, что это что-то вроде вкл/выкл, некоторый небесный рычаг, который в разных людях по какой-то особой реинкарнационной лотерее оставили в определенном положении у каждого индивидуума. От чего, если, например, нет представления о возможном «усилении способностей с возрастом, а объективно говоря — с практикой» — есть сложности в развитии дара.

Многообразные колоды и интуиция могут ограничивать таролога тем, что если он не прорабатывал какую-то тематическую колоду, какая-то область для гадания может быть для него просто закрыта или проработана только в той степени, какой язык предлагает конкретная колода. Например, колода Таро Манара является очень чувственной, эротичной и признается некоторыми тарологами, как оптимальной в раскладе на отношения. Возможно, «отношения» — это такой эвфемизм, потому что колода очень «сексуально-ориентирована». И это уже ставит определенную рамку, потому что в отношениях мы выступаем в множестве ролей, и сексуальное партнерство — всего лишь часть взаимодействия. Так же оно ограничивает тем, что в данной колоде многобразно представлены образы женщин, но практически не представлены образы мужчин или они, сюжетно не играют «главной роли», что также в интерпретации будет требовать либо дополнительной «перекодировки» ролей (вроде это не женщина, а партнер, ведущий себя подобным образом»), либо метафорического представления всех ситуаций «это не обнажение — это откровенность и открытость» (хотя это бы решила и другая колода), либо (что менее приятно) таролог, ориентированный на аудиторию женщин, скорее бы предлагал клиенту интерпретации связанные с активностью в отношениях, завоевательностью, сексуальным и соблазняющим поведением и не касался бы прочих сфер в отношениях.

-15

Вход в Арканы как в Силы — долгий в обучении и оттачивании мастерства в большей степени магический процесс, который требует очень высоких способностей к вербализации своего видения, а последнее либо дано, либо требует достаточно продолжительного развития по крайней мере, если таролог хочет быть понятным для клиента. Помимо прочего, сложность подобной работы связана с тем, что часто (в 99 % случаях, за исключением Мастеров, которые создают свои направления в Таро) это требует того, что в эзотерике называется “прямой передачей”. Как правило большинство профессий, которые требуют по-настоящему глубокого погружения в предмет не обходятся без некоторой прямой передачи традиции. Не теоретических постулатов и основ, которые человеком могут быть изучены самостоятельно, а каких-то тонкостей, которые можно объяснить в процессе работы на примере ситуаций, с которыми молодой специалист сталкивается. Или объяснить какой-то свой, особый интуитивный принцип решения какой-то задачи — об этом не всегда можно просто написать, как есть определенные анекдоты, которые надо “уметь рассказывать”, а знание в этом смысле намного сложнее и многоплановее. В процессе этой работы между мастером и учеником происходит интеграция понимания сущности Аркана и того, как он сложно проявляется в разных сферах человеческой жизни. И помимо того, что это продолжительный процесс, которому надо учиться иногда самому по себе, бывает непросто найти учителя, который смог бы это передать. И есть параметр как совместимости, так и того, что этих людей просто не очень много.

Таким образом, существует подобные способы, каждый прекрасен по своему и каждый предоставляет клиенту и тарологу возможности для работы со своим настоящим, прошлым, и главное — будущим.

© Александра Собер

Ссылка на статью