Найти в Дзене
Евгений Ужегов

От осинки не родятся апельсинки.

Не знаю, было ли у вас такое счастье, работать под началом руководителя, который избегает принимать решения. Который десять раз завернёт вас с требованием уточнить цифру или проверить формулировки. У такого начальника нет на вас времени. Он всегда чем то занят. В его кабинете куча бумаг на столе. Поздним вечером, его машина, уныло дожидается водителя в гордом одиночестве пустой офисной стоянки. Ваш начальник трудоголик. Он в курсе всех деталей бизнеса. Помнит наизусть все цифры. Всё бы хорошо, но ваши то дела не двигаются. Решений нет – нет и действий. Хотя нет, я не говорю о том, что решений нет совсем. Конечно, есть они. Весь вопрос в том, как они принимаются. А принимаются они сложно, долго и всегда, или почти всегда «под вашу ответственность». То есть начальник, который поставлен здесь, в том числе принимать решение, сначала мучает вас чрезмерным погружением в детали, а потом ещё и вешает за вас ответственность за результат принятого им решения. Руководитель, как бы встаёт в разряд эксперта. Ещё одного звена согласования. А решение принимаете вы сами.  
Знакомая картина!? Мне она знакома. Но вот мне, всегда, хотелось с причинами этой истории познакомиться. Понять, цепочка, какой кривой логики выводит таких людей в разряд руководителей. 

Есть у меня одна гипотеза на этот счёт. Для того чтобы её понять, предлагаю вспомнить, кого, в краткосрочном срезе результата, в большинстве своём, мы считаем «хорошим сотрудником». 

Скорее всего, того самого, трудоголика, внимательного к деталям. Тщательно анализирующего все цифры. Избегающего рисков. Того, кто, «7 раз отмерит и один раз отрежет». У него и результат есть и ошибок минимум допускает. И у руководства он на хорошем счету. Работает, если надо до утра. «Живёт в офисе». Прекрасный сотрудник, в общем. Ему мы и доверим бизнес. Сделаем начальником. 

И делают ведь, и модель поведения у таких людей не меняется. Только теперь в офисе, допоздна сидят все сотрудники. Совещания множатся. Количество отчётов растёт. Проверяющие проверяют проверяющих. Растут штаты. Протоколы пишутся. Компания копошится как муравейник. Всё хорошо, только толку нет. Нет развития. Такой компании, всегда не хватает чего то. Персонала, времени, офисов, денег. А причина то есть. Это не правильно принятое решение. Кадровое решение. Ибо руководитель, это не хороший специалист-трудоголик, выросший из кучки бумаг, в которых он работал. Руководитель – это профессия. И профессия очень сложная. Ей учиться надо. Но чтобы учиться, нужно эту потребность осознать. 

Раньше, в бодрое и «молодое» время, когда рост потребления и рынка прощал отсутствие роли руководителя в бизнесе, всё шло своим чередом. Нужно было просто быть внимательным к деталям, и рост делал своё дело. Нынче же всё не так. Сейчас, и, слава богу!, настала потребность в менеджерских решения. В не тривиальных шагах. В управленческом «стрежне». А здесь и риск и работа в условиях неопределённой ситуации и не логичность (в краткосрочном моменте), принятых решений. 

Вот тут и спохватились владельцы бизнесов, и бросились все искать таких людей. А людей то нет. Рынок труда полон трудоголиков руководителей. «Генералов прошлых побед». А профессионалов то, профессиональных руководителей нет. Не вырастили. А те, которые есть, или в своём бизнесе (уставшие от псевдо начальников, блокирующих любое новшество), или нарасхват в тех компаниях, которые поняли их ценность. 

Такая история. Что делать спросите? Начните с описания роли руководителя. 

Определите, кто вам нужен. Цифры и бумаги - для одних ролей. Люди и процессы для других. 

И это разные люди. 

Определите, кто из ваших людей являются этими «реальными» менеджерами, а кто далёк от этой роли. Определите возможность для роста менеджерских компетенций. Сделайте план их развития. 

Если не можете сделать этого сами – привлеките консультантов. Главное, не ждите, что компания, во главе со специалистом – переростком, сможет достичь тех ожиданий, которые вы в неё закладываете. 

P.S. 

Это история из жизни, и, как всегда в моём случае, это коктейль ситуаций из разных компаний. 

Для меня, она ещё показательна потому, что её сюжет, лежит в основе значительной части проблем, как компаний, бизнесов, так и рынка труда в целом.
Не знаю, было ли у вас такое счастье, работать под началом руководителя, который избегает принимать решения. Который десять раз завернёт вас с требованием уточнить цифру или проверить формулировки. У такого начальника нет на вас времени. Он всегда чем то занят. В его кабинете куча бумаг на столе. Поздним вечером, его машина, уныло дожидается водителя в гордом одиночестве пустой офисной стоянки. Ваш начальник трудоголик. Он в курсе всех деталей бизнеса. Помнит наизусть все цифры. Всё бы хорошо, но ваши то дела не двигаются. Решений нет – нет и действий. Хотя нет, я не говорю о том, что решений нет совсем. Конечно, есть они. Весь вопрос в том, как они принимаются. А принимаются они сложно, долго и всегда, или почти всегда «под вашу ответственность». То есть начальник, который поставлен здесь, в том числе принимать решение, сначала мучает вас чрезмерным погружением в детали, а потом ещё и вешает за вас ответственность за результат принятого им решения. Руководитель, как бы встаёт в разряд эксперта. Ещё одного звена согласования. А решение принимаете вы сами. Знакомая картина!? Мне она знакома. Но вот мне, всегда, хотелось с причинами этой истории познакомиться. Понять, цепочка, какой кривой логики выводит таких людей в разряд руководителей. Есть у меня одна гипотеза на этот счёт. Для того чтобы её понять, предлагаю вспомнить, кого, в краткосрочном срезе результата, в большинстве своём, мы считаем «хорошим сотрудником». Скорее всего, того самого, трудоголика, внимательного к деталям. Тщательно анализирующего все цифры. Избегающего рисков. Того, кто, «7 раз отмерит и один раз отрежет». У него и результат есть и ошибок минимум допускает. И у руководства он на хорошем счету. Работает, если надо до утра. «Живёт в офисе». Прекрасный сотрудник, в общем. Ему мы и доверим бизнес. Сделаем начальником. И делают ведь, и модель поведения у таких людей не меняется. Только теперь в офисе, допоздна сидят все сотрудники. Совещания множатся. Количество отчётов растёт. Проверяющие проверяют проверяющих. Растут штаты. Протоколы пишутся. Компания копошится как муравейник. Всё хорошо, только толку нет. Нет развития. Такой компании, всегда не хватает чего то. Персонала, времени, офисов, денег. А причина то есть. Это не правильно принятое решение. Кадровое решение. Ибо руководитель, это не хороший специалист-трудоголик, выросший из кучки бумаг, в которых он работал. Руководитель – это профессия. И профессия очень сложная. Ей учиться надо. Но чтобы учиться, нужно эту потребность осознать. Раньше, в бодрое и «молодое» время, когда рост потребления и рынка прощал отсутствие роли руководителя в бизнесе, всё шло своим чередом. Нужно было просто быть внимательным к деталям, и рост делал своё дело. Нынче же всё не так. Сейчас, и, слава богу!, настала потребность в менеджерских решения. В не тривиальных шагах. В управленческом «стрежне». А здесь и риск и работа в условиях неопределённой ситуации и не логичность (в краткосрочном моменте), принятых решений. Вот тут и спохватились владельцы бизнесов, и бросились все искать таких людей. А людей то нет. Рынок труда полон трудоголиков руководителей. «Генералов прошлых побед». А профессионалов то, профессиональных руководителей нет. Не вырастили. А те, которые есть, или в своём бизнесе (уставшие от псевдо начальников, блокирующих любое новшество), или нарасхват в тех компаниях, которые поняли их ценность. Такая история. Что делать спросите? Начните с описания роли руководителя. Определите, кто вам нужен. Цифры и бумаги - для одних ролей. Люди и процессы для других. И это разные люди. Определите, кто из ваших людей являются этими «реальными» менеджерами, а кто далёк от этой роли. Определите возможность для роста менеджерских компетенций. Сделайте план их развития. Если не можете сделать этого сами – привлеките консультантов. Главное, не ждите, что компания, во главе со специалистом – переростком, сможет достичь тех ожиданий, которые вы в неё закладываете. P.S. Это история из жизни, и, как всегда в моём случае, это коктейль ситуаций из разных компаний. Для меня, она ещё показательна потому, что её сюжет, лежит в основе значительной части проблем, как компаний, бизнесов, так и рынка труда в целом.