За всю нашу совместную 23-х летнюю жизнь, Гиорги не переставал меня удивлять и, я бы сказала, иногда даже ошарашивать. Изо дня в день воюя с аутизмом и его проявлениями, продираясь сквозь его липкие и вязкие стены, из раза в раз терпя поражение, так просто согласится с беспомощностью сына и перестать верить в него.
Только со временем я поняла, что аутизм под своим покровом отстраненности и закрытости, скрывает от нас постоянное и неустанное развитие.
Гиоргию было 4 года. Это было самое сложное время в нашей жизни. Я училась жить одна, училась мириться с аутизмом и находить пути взаимодействия со свои ребенком, училась побеждать свою депрессию, да и просто заново открывала мир. Прожив 9 лет в радикально патриархальном браке, где все мало мальски сложные вопросы решались мужем, а все, даже гипотетические, ямки заранее выстилались соломкой, я оказалась лицом к лицу с правдой жизни.
Насколько сложно было Гиоргию, я могу только представить, но тогда я ошибочно считала его слишком маленьким и слишком сосредоточенным на себе, чтоб осознавать все наши тяготы.
В те дни, я с огромным трудом отвоевывала у аутизма каждый навык. Туалет, гигиена, одевание, уборка игрушек, умение самостоятельно есть. Простые вещи, которые другие дети с лёгкостью осваивали к этому возрасту, давались Гиоргию непросто.
Я иногда теряла терпение и предпочитала быстро все сделать сама, чем стоять над головой и талдычить миллионный раз одно и тоже. И я точно не ждала от Гиоргия внезапных проявлений самостоятельности.
И он меня поручил! Ещё раз ткнув меня носом в то, что под поверхностной беспомощностью протекают вполне себе глубокие умственные и эмоциональные процессы.
К нам в гости приехали родственники. Я выдала Гиоргию новые игрушки, альбом и карандаши, чтоб ему было чем развлечь себя, пока я буду занята угощениями и гостями. Обычно, его мало заботили люди, приходящие в наш дом. Он не проявлял ни раздражения, ни интереса к ним.
Но в тот день Гиорги задержался за столом и не умчался в свою комнату, как только съел необходимый минимум еды. Я удивилась и стала украдкой поглядывать на него. Он сидел напротив своей двоюродный сестры. Ей тогда было лет 16. Красивая, нежная, весёлая и такая родная для Гиоргия. Он смотрел на
нее во все глаза и даже старался повторять ее мимику и жесты. Было невероятно, что он вообще обращал на нее внимание, но что он ещё и подражал, умиляло и радовало меня.
Беседа за столом лилась своим чередом и время незаметно растворялась в надвигающейся ночи. Пришло время укладывать малыша спать. Но так не хотелось отрываться от приятного общения, прерывать разговор и снова погружаться в поднадоевшую рутину: туалет, душ, пижама, а потом ещё долгое, утомительное сидение у кроватки наедине со своими мыслями, в ожидании пока неугомонный мальчишка уснет.
Я дала себе мысленно ещё полчаса,
прежде чем заняться вечерними процедурами сына. И чтоб как то саму себя настроить на это, потрепав Гиоргия по белокурым волосам, сказала больше для себя, чем ему: "Крошечка, пора спать. Надо идти умываться, стелиться и в постель".
Мы продолжили свою болтовню, а Гиорги выскользнул из-за стола и убежал. Я решила, что он утомился так долго сидеть на одном месте и наконец пошёл к себе поиграть. Через какое-то время, я собрала волю в кулак и решительно направилась в детскую, чтоб заняться ребенком.
Но... Зайдя в комнату, я увидела просто потрясшую меня картину. Покрывало с кроватки
возвышалось пышной горкой на стуле, а детская скомканная одежда венчала ее вершину. Сам малыш, раскинувшись звездой, спал мирным сном. Пижамные штаны с медвежатами были одеты наизнанку, а незастегнутая рубашечка обнажала круглый животик. Его милое ангельские личико было перемазано подсыхающей зубной пастой.
Я ни на секунду не могла предположить, что мой ребёнок был способен сделать всё это самостоятельно.
Он до этого момента ни разу не заснул без того, чтоб не держать мою руку мертвой хваткой.
Но дано ли нам вообще знать, на что способны наши аутичные дети?!
Вопрос лишь в том, надо ли им проявлять свои умения! Достаточно ли у них мотивации для действий.
Как в анекдоте, когда мальчик не проронивший ни слова к своим шести годам, вдруг заявил, что суп несоленый. И когда счастливые родители стали спрашивать, почему же он до сих пор молчал, он ответил: "так раньше всегда сольный был"
На тот подвиг Гиоргия вдохновило присутствие любимой двоюродной сестры, такой взрослой и умной, перед которой он благоговел и ни в коем случае не мог сплоховать. Ему было важно проявить себя перед ней, показать свои умения и взрослость. И моя случайно брошенная фраза в пустоту, вдруг,
совершенно неожиданно достигла своей цели.
Жаль, что человеческая жадность лишила Гиоргия возможности и дальше расти рядом с родной душой, учится у нее и стараться быть для нее лучше. Но это уже совсем другая история...