Часто ловлю своих друзей на том, что они винят маркетинг в своих потребительских зависимостях.
«Чертовы маркетологи», говорят они, когда покупают новую модель айфона или эпл вотч. Маркетологи испортили автомобили, говорят они, когда покупают новый автомобиль, в котором двигатель больше не атмосферный, а коробка передач идет без гидротрансформатора.
- Во-первых, маркетологи не изобретают все эти штуки. Это делают инженеры. Маркетологи лишь собирают информацию и на ее основе выдвигают гипотезы. Например, в свое время маркетологам спустили указание - заставить людей покупать больше, потому что люди купили один мерседес и ездят на нем десятилетия.
Люди посидели, подумали и поняли, что нужно пойти вглубь и попытаться понять, что может заставить людей скорее купить новый автомобиль? Почитали книги, по опрашивали клиентов, пошли к ученым. Выдвинули гипотезу - новый дизайн кузова, но те же внутренности. Попробовали и продажи пробили крышу. И с тех пор мы имеем рестайлинг автомобилей ежегодно, при этом двигатели и коробки остаются сравнительно неизменными.
- Во-вторых, наше всеобщее преуспевание завязано на рынке. Чем активнее мы приобретаем новые продукты, тем лучше работает экономика. На рынке, где никто ничего не покупает, благосостояние невозможно.
Поэтому, все производители заинтересованы в том, чтобы их продукты покупали как можно больше. А для этого нужно людям объяснять снова и снова, зачем им нужны эти продукты. Если бы мы все решения принимали рационально, то большая часть бизнесов просто бы закрылась. Рационально, женщинам не нужно столько макияжа, столько джинс, красивые ногти и так далее. Рационально, нам не нужен инстаграм.
Но мы существа иррациональные, а потому, наши системы также иррациональны. И чтобы сохранять этот баланс, нужны люди, которые будут собирать информацию, анализировать и на основе данных, предлагать продукт таким образом, чтобы люди покупали его с наибольшим желанием.
И, к сожалению, со временем, многие маркетологи приходят к неутешительным выводам:
- люди существа не очень умные
- люди покупают, что угодно, если оно прикольно упаковано
- люди любят объекты больше, чем себя
"99 франков" - интересная книга, с точки зрения ее близости к реальности. Действительно, очень быстро начинаешь понимать, как легко люди подвержены влиянию. Именно поэтому, я стараюсь как можно больше своих знаний передать своим близким и ученикам, чтобы они не сгорали в огне потребления, как это делает большая часть человечества.
P.S. Быть маркетологом прикольно с точки зрения понимания человеческой природы. Просто это я идеалист и думал, что мы супер крутые и умные, а на деле - нет.
P.P.S. Поставь лайк и напиши в комментарий, что ты думаешь насчет современного маркетинга.