Авторы и читатели Дзена часто обсуждают суровые правила платформы. Редакция Журнала уверена: во-первых, строгость Дзена преувеличена (проблемы у канала возникают при систематических нарушениях). Во-вторых, у каждого правила своя история, которая многое проясняет. Руководитель службы поддержки Дзена Александр Соболь продолжает рассказывать, как платформа следит за порядком, помогает авторам и зачем все это нужно.
❇️Читайте первую колонку Александра Соболя о работе службы поддержки
Когда появились правила
Сначала правил в Дзене не было. На заре своего существования Дзен работал как агрегатор контента, и мы просто проверяли материалы на соблюдение российских законов. Когда Яндекс.Дзен стал платформой для пользователей, начало развиваться «прецедентное право»: мы сталкивались с какой-то проблемой и придумывали, как ее не допустить в будущем. Одним из первых наших запретов стало вето на копипасту или, как мы называем это в правилах Дзена, заимствованный контент. Копипаста позволяет зарабатывать деньги и получать аудиторию за счет чужого труда. Мы поддерживаем авторский контент, поэтому ввели такое правило.
Зачем что-то запрещать
Дзен дает трафик всем. Автор любого канала может рассчитывать на показы своих статей и достаточно быструю монетизацию. Отдельным рекордсменам удается начать зарабатывать уже через пару недель после того, как они заведут канал. Легкость заработка привлекает людей, которые стремятся получить деньги максимально простыми и не всегда честными путями.
Например, известно, что аудитория активно реагирует на шок-контент и кликбейт. Можно написать матерный заголовок капслоком, поставить на сниппет фотографию голой женщины, а о содержании не думать: на статью и так кликнут. Производство таких материалов занимает мало времени и сил и эффективно в краткосрочной перспективе, но мы понимаем, что люди не будут проводить время на платформе, где всегда будет только бездумная обнаженка и кровавые катастрофы.
То, что люди охотно реагируют на громкие заголовки, голые фото и хайповый контент, не плохо и не хорошо — это свойство человеческой натуры. Но мы в Яндекс.Дзене заметили, что, когда читатели получают слишком много таких материалов, они реже пользуются сервисом, растет отток.
Мы верим, что лента рекомендаций не должна «кричать» на пользователя. Алгоритмы должны работать так, чтобы и без слишком ярких заголовков вы могли найти то, что вам интересно. А статьи, у которых есть только громкое название и привлекательная картинка, чаще всего обманывают не только алгоритм, но и читателя. Поэтому нам приходится вводить правила, которые защищают пользователей от такого обмана.
Ниже я расскажу об этом процессе на трех конкретных примерах.
📐 История первая: автоматические головоломки
Однажды авторы одного канала поняли, что, если поставить на сниппет картинку с математическим действием (что-то вроде «24+56-123=?») и добавить подпись «Проверь свои мозги», можно неплохо заработать. Читатели охотно кликали на картинку, потому что хотели узнать ответ. У таких статей был запредельный CTR.
Мы были бы не против такого контента, если бы у авторов не появились сотни подражателей, которые начали с помощью роботов создавать сотни каналов, автоматически публиковавших головоломки. В какой-то момент дошло до того, что внутри публикации, там, где должен был быть ответ на головоломку, стояла рандомная цифра, потому что создать бота, который не считает, а генерирует случайную цифру, проще и быстрее. Такие каналы добавляли головоломки буквально каждые пять минут, ленты читателей стали засоряться, и нам посыпались жалобы от читателей.
Тогда мы сформулировали правило, запрещающее автоматическую генерацию контента. С тех пор постить в Дзене можно только «руками». Всем стало ясно, что легких денег в этой области больше не будет, головоломки пропали. А нас это научило лучше определять каналы, которые автоматически генерируют публикации. Насколько мне известно, блоги с уравнениями есть до сих пор, но их теперь делают только энтузиасты, которым правда нравится их придумывать.
🤷🏻♀️ История вторая: коварство, измены, неблагодарные дети
Вокруг заработка в Дзене очень много мифов. Мы знаем, что авторы собираются в тематических телеграм-чатах и каналах и обсуждают пути к успеху. В какой-то момент по чатам пошел слух, что читатели хорошо кликают на «жизненные истории», что-то типа «Свекр изменил супруге с подругой семьи», «Свекровь выгнала невестку из квартиры» и так далее.
Каналы с такими историями стали плодиться и заполонили платформу. Мы понимали, что с этим надо что-то делать, но было неочевидно, что именно: авторы честно делали пусть и примитивный, но уникальный контент.
Мы следили за этими каналами и анализировали их материалы. Так как основной целью был легкий заработок, авторы стали придумывать способы, как многократно использовать удачный сюжет. Больше того, эти истории были в основном выдуманными: если зайти на такой канал, становилось очевидно, что одни и те же свекрови и дети совершали взаимоисключающие поступки.
Дошло до того, что в некоторых каналах один и тот же сюжет стал повторяться из статьи в статью. Только если в одном материале действующим лицом был свекр, то в другом — зять или золовка.
В итоге мы обучили алгоритм определять повторяющиеся речевые конструкции и сюжетные ходы и ввели в правила понятие «контентный спам», недобросовестным авторам за нарушение правил стали ограничивать показы. В итоге таких историй стало меньше.
К сожалению, появился миф, что в Яндекс.Дзене теперь запрещены любые истории из жизни. На деле же мы боремся с засорением платформы однотипными повторяющимися сюжетами. Часто авторы думают, что если они механически перерабатывают один и тот же сюжет и постят его в Дзен своими руками, а не автоматически, то это уникальный контент и он не может быть спамом. Но это не так.
Важно! Каналы с контентным спамом не блокируются полностью, мы просто ограничиваем их показы в рекомендательной ленте. Подписчики таких каналов продолжат получать их публикации без ограничений.
🖼 История третья: голое искусство
Самый простой способ привлечь аудиторию — эксплуатация сексуальности. Что бы мы об этом ни думали, читатели активно реагируют. В Дзене есть отдельный раздел с эротикой, который доступен только подписчикам соответствующих каналов. Наши алгоритмы хорошо определяют «взрослый» контент и показывают его только заинтересованной аудитории. Но вдруг кто-то из авторов заметил, что живопись эпохи Возрождения — кладезь очень детальных изображений человеческих тел. При этом публикации с картинами на обложке показывают всем независимо от возраста.
Каналы с обнаженными телами на сниппетах стали плодиться сотнями и мимикрировать под искусствоведческие блоги. На самом деле в постах были только подборки эротизированной живописи, сопровождавшиеся рерайтом статей из Википедии, а иногда и просто каким-то бессвязным текстом. Не удивлюсь, если все это делали те же самые люди, которые месяц назад заводили каналы про свекров.
Тогда мы ввели правило, что любые обнажения на сниппете, даже нарисованные, запрещены. После этого посыпались письма от настоящих искусствоведов: они стали жаловаться на цензуру. Возможно, вы помните ситуацию с блогером Софьей Багдасаровой (автор канала «Шакко: об искусстве»).
В итоге мы поняли, что слишком ужесточили правила, и сейчас готовим новую версию. Спасибо Софье за помощь с формулировками.
К чему все это
Правила Яндекс.Дзена будут меняться, дополняться, и это нормально. С их помощью мы стараемся аккуратно регулировать то, что происходит на платформе, следить за тем, чтобы правила не были слишком жесткими, но при этом защищали интересы авторов и читателей.
Читайте также:
- Хейтеры, няши и критиканы. Надо ли банить неадекватов в соцсетях (и в Дзене)