Называли до тех пор, пока в начале 20 века отечественные реставраторы, используя передовые для того времени методы и технологии, не раскрыли древние образы.
То, что они увидели, освободив красочный слой от потемневшей олифы и поздних записей, глубоко потрясло всех, кто стал свидетелем этого чуда. Под нанесенной временем пеленой скрывались до поры, поразительные по чистоте и звучности ликующие краски русской иконы - какой она была задумана и воплощена мастером.
Конечно, мы полюбили икону в том виде, к которому привыкли: ее золотистый медовый тон и само потемнение сообщали образу глубину и усиливали ощущение присутствия некой сакральной тайны. Пересказываются истории о том, как священнослужители принимали решение заново записать только что раскрытый реставраторами, и представший в праздничном сиянии красок образ - так сильно было укоренившееся и вошедшее в традицию представление о темной русской иконе. Но как бы тяжело нам ни было отказываться от привычного взгляда на мир, факт остается фактом.
"Я свет миру" сказал о себе Христос. Именно этот пронизывающий и преобразующий мир Свет стал основной темой в произведениях великих мастеров золотого века русской иконописи.
Изображая мир Божественного Света икона не знала светотени. Свет и цвет, неизменно яркие и насыщенные в иконе классического периода, олицетворяли собой пасхальную радость и торжество вечной победы Света над тьмой. Тем самым, как бы иллюстрируя само слово - Евангелие, что означает Благая или Радостная весть.
Но, говоря о значении света и цвета в искусстве иконописи нельзя обойти вниманием еще один крайне важный аспект для верного понимания и восприятия иконописного образа. Речь идет о языке иконы - и это не абстрактное понятие. Изначально, Отцы основатели Церкви относили иконописные изображения к области богословия, воспринимая икону как вероучительный текст. Знаково-символическая структура иконы такова, что требует серьезных навыков и знаний для прочтения сокрытого в ней послания. А значит, этот язык, как впрочем, и любой другой (если конечно такая аналогия уместна), и сегодня открыт для понимания людей вдумчивых и заинтересованных.
Примечательно, что своих вершин иконопись на Руси достигла лишь тогда, когда богослов и художник соединились в одном лице, ярчайшим примером тому служат шедевры созданные кистью Феофана Грека и Андрея Рублева вошедшие в золотой фонд истории древнерусского искусства.
Продолжение следует.
Читайте также:
Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать.