Юристы знают не понаслышке: вместе с наследством нередко открываются такие семейные тайны, что многие из них вполне могут лечь в основу увлекательного, остросюжетного фильма.
Вот яркий пример: дело несколько месяцев назад рассматривалось в Верховном суде, и история у него к тому времени уже накопилась довольно богатая (определение от 15 января 2019 г. № 23-КГ18-5).
В 2006 году гражданка А. вышла замуж за гражданина Т. Ничего подозрительного не было, кроме одного факта – почему-то перед свадьбой жених сменил фамилию и оформил новый паспорт.
Но невесте об этом задумываться было совершенно некогда: свадьба, как известно, это всегда большие хлопоты. Ну а потом – как у всех: расписались, стали вместе жить, добро наживать, родили двоих детей.
Вот только, к несчастью, короткий век отвела судьба супругу: стала жена внезапно вдовой. Погоревав, отправилась она к нотариусу – оформлять наследство.
Завещания муж не оставил (не успел), но по закону из близких родственников (наследников первой очереди) были только члены их семьи: дети и супруга.
Поэтому никто не сомневался в том, что они получат по 1/3 после отца. А осталось после него немало: четыре квартиры и дорогой автомобиль.
Но вот тут-то и открылась страшная семейная тайна: к нотариусу уже обратилась за наследством законная супруга с детьми. И это была совершенно другая женщина.
Оказалось, что на гражданке А. мужчина женился, уже будучи на тот момент в законном браке. Более того, у него было четверо детей от первой супруги!
Теперь стало понятно, почему он так неожиданно решил сменить фамилию и получить новый паспорт – чтобы избавиться от штампа о браке.
Согласно Семейному кодексу РФ, брак, когда один из супругов уже состоит в нерасторгнутом браке, является недействительным и не влечет правовых последствий.
Поэтому первой жене не составило особого труда получить решение суда о признании второго брака ее благоверного с гражданкой А. недействительным.
Разумеется, после этого вторая супруга автоматически выбыла из числа законных наследников, а их к тому времени насчитывалось семь человек! (шесть детей от двух браков и первая законная супруга).
Но самое обидное, что приобретенное в браке имущество было оформлено на мужа, и второй, «недействительной» жене нельзя было даже произвести раздел собственности по правилам Семейного кодекса (в равных долях, как совместную собственность супругов).
Закон для таких случаев предусматривает: имущество, нажитое в недействительном браке, признается долевой собственностью (т.е. принадлежит тому, на кого оформлено).
И все-таки удалось найти зацепку: если супруг не знал и не мог знать о том, что состоит в незаконном браке, он считается добросовестным. Тогда суд может признать за ним право на раздел собственности по правилам семейного законодательства (ч. 4 статьи 30 СК РФ).
Но проблема была в том, что на момент раздела имущества второго супруга уже не было в живых. Это заставило суд усомниться том, что можно применить в этому деле статью о добросовестном супруге.
В итоге дело дошло до Верховного суда, который вынес окончательный вердикт: из материалов дела усматривается, что гражданка А. на момент вступления в брак не имела никаких сведений о том, что ее супруг уже женат.
Поэтому ее следует признать добросовестной супругой, предоставив право выделить свою половину из совместно нажитого имущества.
А вот половина супруга должна быть разделена между его законными наследниками (детьми и первой женой). Так что вторая жена наследницей так и не стала, но хотя бы свою законную половину получила.
Девушкам урок: если жених накануне свадьбы меняет паспорт, это неспроста. Стоит сначала провести подробное расследование о его прошлой жизни, прежде чем идти с ним в ЗАГС!
© Дзен-канал «Дела Судебные», 2019 г.