Ещё несколько лет назад , мне и в голову не могло прийти , что я куплю советский велосипед, да ещё и шоссейный.
Я в них совершенно не разбирался, хотя и в детстве пару раз катался на чём то подобном и смутно помнил название "Спутник"
А привело меня в эту тему стремление сделать свой простой горный велик чуть более быстрым.
Это была просто блажь от скуки, динамические характеристики моего стального хардтейла Старк меня вполне устраивали ,просто хотелось какого то прогресса и новых ощущений при езде в магазин за хлебом.
И прогресс был, эксперименты с жёсткой вилкой , покупка второго велика с алюминиевой рамой вместо старого со стальной, замена покрышек на суперлёгкие из Чаоянг из Китая 300гр , замена втулок с насыпными подшипниками на втулки с промышленными подшипниками. (кстати втулки на промах -это наиболее эффективный способ сделать любой велик накатистей и шустрее)
Когда все способы были исчерпаны ,мысль моя обратилась в сторону мощного электровелосипеда и вскоре он у меня появился, спокойно едет 50кмч , быстро разгоняется. Но вес и прочие особенности делают его уже мало похожим на велосипед. С ним немного скучно ,но это другая тема.
Есть конечно долгий и увлекательный путь - покупать себе брендовые велосипеды и железки за многие сотни долларов ,но я не такой) Даже если есть деньги ,мне ценно чтобы было дёшево и сердито ,чтобы не жалко было оставлять велосипед прицепленным на улице и вообще веломажоров не люблю,если они не спортсмены)
Ещё до покупки элекровелосипеда я начал изучать тему шоссейников , в том числе и ХВЗ ,но в продаже их по близости не было.
И где то через год ,зимой в продаже появился Старт-Шоссе поздних годов ,и всего за две тысячи рублей. Вот его то я и купил.
Он был несколько расхлябанный , руль криво ,подседельный штырь не зафиксирован ,цепь слетает. Колёса и покрышки были не гоночные трубки ,а обычные дорожные "лапти" от Спутника или Туриста.
От долгого стояния в гараже в сдутом виде покрышки слегка искривились и при недостаточной накачке заднее разбортировалось на ходу.
Если кто не знает ,с завода на СШ стоят низкпрофильные шины трубки и особые обода, лёгкие , гоночные . Эти колёса быстро едут ,но их легко пробить , а клеить из за конструктивных особенностей весьма трудно.
В моём случае стоят колёса от ХВЗ Турист-Спутник , они значительно тяжелее ,за то с ними нет никаких проблем вообще в плане проколов.
И на них можно спокойно ездить вне асфальта. Получается гревел байк.
Так же можно поставить импортные колёса.
В Шинах трубках нет ничего сложного ,это как бы камера внутри шины ,которая в форме трубки и приклеена на обод.
Да именно приклеена клеем, только на клее она за обод и держится
При торможении может провернуться наверное.
В общем современные гоночные клинчерные покрышки ничем не уступают ,но гораздо проще в обслуживании.
Ну а у меня то вообще от Туриста колёса)
Причём покупал я его зимой и вот так ,кое как ,скрипя шатунами ,своим ходом проехал по городу километров 6, заправляя разбортировавшуюся покрышку каждые 500 метров)
Я просто не знал что её надо посильнее качать чтобы держалась.
Но сделаю небольшое отступление : Я понимал ,что шоссейный велосипед создан для асфальта и скорости , а не для тротуаров и бордюров.
А я то как раз на автомобильные дороги без надобности на велике не суюсь , езжу по тротуарам , мне нравится лавировать между пешеходами и не бояться столкнуться с машиной.
Шоссейный велосипед в это всё, не особо вписывается. Тем более Стартон с "тяжёлыми" колёсами от Спутника-Туриста это уже и не шоссейник получается. Да и вообще Старт Шоссе с технологиями 70-80х годов и стальной рамой давно устарел на фоне современных велосипедов.
Было любопытно катнуть на таком велике. Я был уверен ,что покатаюсь сезон и не жалея ,сдам крокодила обратно в комиссионку.
Но был приятно удивлён тем ,что Стартон оказался не хуже ,а в чём то может и лучше моих горных великов с втулками на промах .
Во первых он просто меньше весит. Да несмотря на стальную раму ,за счёт тонких ,лёгких колёс и прочего он весит где то 12кг ,что на киллограм легче моего алюминиевого Старка.
Во вторых велосипед на 28 колёсах с дорожной резиной уверенно катит , на фоне 26 горника это заметно.
Их чуть труднее раскрутить ,чем 26 на мтб,но они лучше держат скорость и накат .
Приятным сюрпризом оказалось то ,что даже несмотря на немалое давление в узких шинах , мягкость хода на мелких неровностях не особо уступает мтб с толстыми 26 колёсами и меньшим давлением шинах.
Просто потому что чем больше диаметр колеса ,тем меньше оно восприимчиво к мелким ямкам.
И да Старт-Шоссе неплохо валит даже с колёсами от Спутника.
Хотя возможно это отчасти самовнушение , так как если верить велокомпьютеру (который отстроен на радиус 28 колёс) Разгон и скорость не особо отличаются от обычного мтб.
И мтб наверное даже чуть быстрее и легче разгоняется с места до 15 кмч.
Да и по максимальной скорости они близки.
И я полюбил Старт Шоссе . Конечно большую роль тут играет и его внешний вид ,и так сказать дух старины)
Не знаю , отзывался бы я так же хорошо о велосипеде с такими же ездовыми характеристиками ,если бы он был новодельный и выглядел ординарно.
Всё таки внешность старых шоссеров и турингов это страшная сила.
На любителя конечно ,но если вы тот самый любитель , то смотреть на такие велики с 28 колёсами ,советскими шильдиками и рулём бараном - это отдельное удовольствие.
Выглядит он одновременно как гибрид спортбайка и царской кареты)
Кроме того он редкий и все на тебя смотрят. Думают правда разное )
Кстати такие велики продают и сейчас ,новые стальные.
Outleap Greenwich и прочие
Можно понять хипстеров которые имеют интерес к таким велосипедам из за чего в Москве цены на ХВЗ раза в три выше чем по России)
И внешность манящая ,и обаяние старой вещи . А когда эта вещь ещё и функциональна , то вообще замечательно.
С другой стороны
Повторюсь , по ездовым качествам ХВЗ не уступают современным МТБ . И когда меня спрашивают : "Быстрее ли эта штука ,чем мтб?"
Я говорю,что если и быстрее ,то чуть чуть ,важнее что ХВЗ даёт новые интересные ощущения ,и это самое главное. Это как отдельный мир , и если вы ценитель таких ощущений то вам стоит попробовать велик на узких 28 колёсах.
Он вопреки предрассудкам не боится бордюров и трещин в асфальте , он не тряский (если учитывать жёсткую вилку) .
Ведь шоссейники обычно представляют хрупкими . А на деле это вполне прочная рама и обода(от Спутника) Он вполне может ездить по грунтовке, (хотя из за узких шин риск упасть выше) но всё же мтб сделает это всё комфортней ,пусть и будет чуть менее стремительный.
Отдельная тема - стальная рама. В наше время у большинства даже бюджетных велосипедов она алюминиевая. Такие рамы весят меньше ,жёсткость выше. И да они чуть более тряские чем стальные, но разница не большая.
Однако по моему опыту езды на великах с алюминиевыми рамами , есть ощущение бездушности. Они пустые напоминают просто тряскую табуретку.
На алюминиевом велике вы получаете удовольствие не от велика а от скорости и динамики ,которую даёт алюминий . Медленно ездить на таких велосипедах скучно.
А стальные ,будь то Стартон или даже мой Старк Фортуна 2007 немного уступают в разгоне ,но при этом стальная рама едет мягче, благородней и обаятельней, лучше держит скорость ,меньше трясётся. На стальном велике просто интересней катать . Даже на маленькой скорости.
Он как будто живой и респектабельный.
Чувствуется в повадках стальной шоссейной рамы какое то тепло и мерседесистость. Он дарит позитивные эмоции ,особенно в длинных поездках на средней скорости.
Идеальный режим для него.
Если пытаться постоянно выжимать из него максимум , то радости не получите ,только недостатки ,он будет тупить. Для таких режимов вам нужен алюминиевый шоссер или мтб.
Поэтому Старт Шоссе можно назвать отличным туристическим великом для неспешной езды .
Хоть он и задумывался как спортивный но прогресс ушёл вперёд. А качества круизёра у Стартона хорошие.
Хотя ехать быстро он тоже может ,но алюминиевый мтб будет быстрее.
Таким образом плюсы СШ - узкий руль , придаёт необычный вид и экономит место на парковке ,позволяет проползать между машинами и тд.
Никакого дискомфорта не доставляет ,хотя и требует привычки.
Накат у СШ приятный и уверенный , велосипед хорошо держит крейсерскую скорость 30кмч ,в отличии от 26 колёс.
Хотя возможно дело не в СШ ,а просто любой велик с 28 колёсами и узкими шинами так едет.
Никаких проблем с проколами и восьмёрками за год я не наблюдал , 28 колесо просто перекатывается через неровности и получает ударов заметно меньше чем 26
Стальная рама придаёт обаяния его поведению на дороге.
Стильный внешний вид.
Но даже если иногда кажется что со стороны велик выглядит по дурацки , я понимаю что он дарит приятные ощущения от того как он катится и рулится . И это важнее того как это выглядит со стороны.
Но кстати есть сомнения что с родной трещёткой на 4 скорости эти велики имеют такой же накат как с современной. Мне кажется старая трещётка будет тормозить накат.
У меня вся задняя втулка с трещёткой - современные.
Минусы : тормозные ручки устроены так ,что их нельзя перенести на верхнюю трубу ,для более удобного верхнего хвата.
В итоге вы вынуждены ездить согнувшись в нижнем хвате ,а это ОООЧЕНЬ неудобно. И это главная проблема таких велосипедов.
Мне удалось найти компромиссный вариант (на фото) и это вполне себе удобно. Уж поверьте.
Тормозной путь у СШ будет чуть побольше чем у обычного мтб.
Скажем так, тормоза компромиссные но для обычной езды сойдут.
Плюс советских клещевых тормозов в том ,что им не требуется очень маленький зазор ,как это бывает на вибрейк, когда малейшая восьмёрка и обод трётся о колодку.
А вот установить обычные тормозные ручки на руль СШ - проблематично , диаметр трубы руля большой ,нестандартный.
Так как великам 50-30 лет , то он может развалиться прямо под вами , всё таки бывает скрытая коррозия внутри трубы рамы,или где нибудь на вилке. Падать будет больно.
Стандартные переключатели скоростей - штука архаичная и неудобная, но менять их на современные манетки - значит лишить велосипед части исторического духа .
Лучше так не делать, а возможность переключать передачи на ощупь ,по дедовски ,это не недостаток ,а скорее такая фича позволяющая вам окунуться в атмосферу 70х) Это как коробка передач без синхронизатора на старом грузовике)
Шатуны на клинах бывает скрипят , масло для швейных машинок решает это ,иногда скрип проходит и сам.
Вообще меня немного удивило ,что у велосипеда 80х годов ,многие вещи точно такие же как на современных.
такой же стандарт для спицевого ключа , и многие другие мелочи.
А вот что я буду делать ,когда стандартные тормозные колодки сотрутся и как их менять на современные ,я пока не думал.
И в завершении скажу ,что не стоит воспринимать СШ как гоночный болид .
Нет в этом плане он давно устарел , когда его создавали , алюминиевых рам просто не существовало в мире.
А когда они появились , то шоссейники со стальной рамой мгновенно стали неконкурентноспособными.
Поэтому старый ,ржавый Стартон это для души , для катания в удовольствие , а для соревнований он не годится.
Это просто такой Харлей в мире велосипедов, устаревший но стильный , и количество кастомных проектов подтверждает это.
Кроме того в продаже есть аналоги из Европы , такие же шоссейники 70-80х , по идее они круче.
Но интересны они узкому кругу лиц , в отличии от советского "супервелосипеда"
Были в СССР шоссеры и покруче , штучные .
Спецзаказ ,всякие Тахионы ,за которыми охотятся коллекционеры.
Но как не крути ,а все они были на стальной раме. Хроммолибден это ведь сталь ,пусть и самая лёгкая и прочная из всех сталей.
И до характеристик алюминиевых рам 21 века им далеко.
Кстати доводилось ездить на Спутнике , при внешнем сходстве сталь там совсем другая. Велик сильно тяжелее как по массе , так и в разгоне.
При этом почему то был очень жёсткий в плане ударов на руль.
там другой низкий вынос. В общем от СШ отличается сильно и в худшую сторону.
Хотя на вид почти такой же.