В начале конфликта на территории Чеченской республики в 1994 году боевикам очень "мешала" российская авиация. Грады и другие РСЗО были не такой большой проблемой, как самолеты. В борьбе с ними боевики использовали устаревшие зенитки.
В руки боевиков часто попадали комплексы ПЗРК Стрела и Игла, но вот проблема, эти ПЗРК были оснащены датчиками свой-чужой и категорически отказывались сбивать свою авиацию.
В пусковой механизм комплекса 1Л14 был встроен датчик, который блокировал пуск ракеты в случае наведения на дружественную цель. При способности по азимуту 20-30 градусов, это обеспечивало почти точное опознавание принадлежности цели.
В интервью Эркебека Абдулаева, корреспондента Солдата Удачи есть упоминание того, что боевики собирались приобретать Стингеры у американцев. Один из боевиков очень боялся, что американцы передадут коды системы "свой-чужой" россиянам. И тогда купленные Стингеры станут совершенно бесполезны.
Именно тогда они стали искать опытного специалиста, который отключит эту систему на российских ракетах, чтобы ими можно было "работать" по российской авиации.
Уже в 2001 в руках боевиков окажутся комплексы Игла из Грузии, которыми собьют четыре (по другим источникам шесть) вертолетов Ми-8.
Со временем боевики научились решать проблемы и с системой "свой-чужой". В целом они использовали ПЗРК Игла, Стингер, Стрела купленные у "союзников", так и захваченные у Федеральных сил.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи