На территории Восточной Германии, неподалеку от деревни Мёлау находится заброшенный советский военный городок. Именно здесь дислоцировалась воинская часть, обслуживающая ЗКП (Запасной командный пункт) командующего ГСВГ, находящегося в двух километрах от городка.
И если городок еще сохранился, как напоминание о временах Холодной войны, то сам ЗКП найти гораздо сложнее. Еще в 2004 году все наземные постройки этого военного объекта снесли, а участок рекультивировали.
Но основа этого объекта – подземные бункеры остались в сохранности. Этот огромный подземный комплекс состоял из двух объектов – ЗКП главкома ГСВГ и узел связи, имевшего позывной «Редут».
Вероятно, этот подземный комплекс является одним из самых больших военных подземных объектов, построенных советскими войсками на территории Германии.
С узла связи «Редут» можно было связаться с военными объектами ГСВГ, со всеми военными округами Советского Союза, Москвой, Киевом, с советскими узлами связи, находящимися в Чехословакии, Венгрии, Польше и других странах, где дислоцировались советские подразделения.
Официально считалось, что часть, расквартированная в военном городке, занималась обслуживанием стрелкового полигона.
Подземный комплекс включал в себя три отдельных бункера, которые были связаны между собой подземными переходами.
Главный бункер состоял из трех уровней(этажей).
На самом нижнем уровне находились помещения и аппаратура обеспечивающая связь.
Рабочий кабинет командующего ГСВГ находился на втором уровне. На этом же уровне располагались кабинеты для работы штабных офицеров и командный пульт.
На верхнем уровне располагались инженерные службы, отвечающие за жизнеобеспечение бункера и комната системы оповещения, откуда запускались тревожные команды, поступившие из Москвы или штаба ГСВГ, который находился в Вюнсдорфе.
Конечно, в настоящее время состояния объекта плачевное. Заброшенные помещения, срезанные кабели, трубы, резервуары, таблички на стенах, демонтированное оборудование, а так же надписи, оставленные теми, кому удалось побывать в бункерах уже после того, как ЗКП прекратил свое существование.
==============================================================
Многочисленными коммуникациями были нашпигованы все помещения. Трубы, кабели, вентили, розетки, лампы, все, что не успели демонтировать, до сих пор находятся в этом подземном комплексе.
Сделано все было на совесть, качественно и до сих пор находится в удовлетворительном состоянии. У мародеров пока нет возможности срезать все это. Все, что они могли снять и вывезти, они уже сняли.
В этом помещении сохранились лишь рамы от какого-то оборудования. Вот только возникает вопрос: Оборудование было снято нашими военными или это сделали немцы?
То, с какой поспешность Ельцин выводил наши войска из Германии, могло и не оставить времени для демонтажа оборудования.
С системами жизнеобеспечения было все в порядке. Имелись запасы питьевой воды, имелись санузлы, столовые, комнаты для отдыха, продовольственные склады, система вентиляции, генераторы, аккумуляторы.
О предназначении этого резервуара и говорить не стоит. Надпись говорит сама за себя. Конечно, как они обслуживались, нам не известно, да и большинство систем жизнеобеспечения поддерживались лишь в рабочем состоянии, но не использовались, так как основное предназначение ЗКП - командный пункт на случай военного конфликта.
О том, что существовали комнаты отдыха, нам напоминают оставленные в одном из помещения армейские кровати. А может это намек о том, что: Ушли, но обещали вернуться?
Иногда встречаются любопытные находки.
Где ты сейчас находишься, техник отдела прапорщик Трохимчук? Как сложилась твоя судьба после службы в ЗКП главнокомандующего ГСВГ и вывода войск из Германии? Я надеюсь, что это фото увидит он сам или его родственники, которые узнают подпись прапорщика Трохимчука.
А вот страница газеты Известия от 3 июня 1988 года. Найдена она была недалеко от этого помещения.
Что помешало использовать эту газету "по назначению", остается загадкой. Жаль конечно, что этого не произошло. Ведь то, что случилось с этим подземным комплексом в немалой степени произошло "благодаря" человеку, чей портрет напечатан в "Известиях"