Найти в Дзене
Книжный стиль

Цветовые модели в дизайне

Цвет – важная составляющая в графическом дизайне. Но если для обычного зрителя цвет – субъективное качество окружающих предметов, то для дизайнера – важная составляющая работы, имеющая свое определенное числовое значение, зависящее от методов вывода (web, печать) и цветности (полноцветное или черно-белое изображение).

Для точной передачи цвета существуют цветовые модели. Самыми распространенными являются RGB, HSB (или HSL) и HSV, Lab, CMYK, Grayscale.

RGB

Цветовой круг модели RGB. На ней можно увидеть основные цвета (красный, зеленый, синий), дополнительные, которые образуются при смешивании двух основных цветов (желтый = красный + зеленый, голубой = зеленый + синий, пурпурный = синий + красный), а также белый, который получается при смешивании всех трех основных цветов.
Цветовой круг модели RGB. На ней можно увидеть основные цвета (красный, зеленый, синий), дополнительные, которые образуются при смешивании двух основных цветов (желтый = красный + зеленый, голубой = зеленый + синий, пурпурный = синий + красный), а также белый, который получается при смешивании всех трех основных цветов.

Данная цветовая модель названа так по первым буквам трех цветов, являющихся основными в ней: R – red (красный), G – green (зеленый), B – blue (синий). Она нашла широкое применение в технике и web-дизайне. По своим свойствам является аддитивной моделью, то есть при смешивании всех основных цветов получается белый.

Цвет в ней записывается при помощи трех числовых значений основных цветов, которых всего 256 (от 0 до 255). Общее количество цветов в модели RGB – 16.777.216 (256 в кубе).

Так как модель RGB активно используется в web-дизайне, то для формата HTML запись цвета будет выглядеть как #rrggbb, где rr, gg, bb – запись цвета в шестнадцатеричной системе. Рассчитывать цвета можно как самим, так и пользоваться готовыми таблицами, которые можно найти в Интернете.

Пример записи некоторых цветов (включая HTML):

Красный: R=255, G=0, B=0 (#FF0000)
Зеленый: R=0, G=255, B=0 (#00FF00)
Синий: R=0, G=0, B=255 (#0000FF)
Желтый: R=255, G=255, B=0 (#FFFF00)
Пурпурный: R=255, G=0, B=255 (#FF00FF)
Голубой: R=0, G=255, B=255 (#00FFFF)
Белый: R=255, G=255, B=255 (#FFFFFF)
Черный: R=0, G=0, B=0 (#000000)

HSV (или HSB) и HSL

Модели HSV (или HSB) и HSL. Вроде похожи, но при этом в них есть одна разница, которая кроется в последней (нижней) шкале.
Модели HSV (или HSB) и HSL. Вроде похожи, но при этом в них есть одна разница, которая кроется в последней (нижней) шкале.

Это две разные модели, но при этом очень схожие по своим принципам. Так, первые буквы в данных моделях обозначают одни и те же параметры:

Н (Hue) – цветовой тон. Параметр измеряется в градусах (от 0 до 360). В ряде графических программ бывает подмена на значения от 0 до 100 (%).
S (Saturation) – насыщенность. Параметр варьируется от 0 до 100 (%), и чем он выше, тем цвет чище.

Далее, на последней букве, начинаются отличия. В модели HSV V (Value) – яркость цвета. Иногда букву V заменяют на B (Brightness). Данный параметр варьируется от 0 до 100 (%). Важно запомнить, что он отвечает именно за яркость цвета, но не за его высветление, то есть, при более высоком значение, цвет не станет белее (что наглядно показано на схеме выше).

В модели HSL L (Lightness) – светлота цвета. Вот здесь как раз чем выше значение, тем цвет белее. Диапазон значений составляет также от 0 до 100 (%).

Последняя модель (HSL) используется гораздо реже, чем первая (HSV). Основной их недостаток кроется в том, что они очень сильно зависят от аппаратуры, параметров и установок техники. Но при этом дизайнеры их активно используют, потому что эти модели считаются наиболее приближенными к восприятию цвета человеческим глазом.

Lab

L (Luminance) – освещенность; a – положение цвета в диапазоне от зеленого до красного (вспоминаем курс математики и систему координат Рене Декарта); b – положение цвета в диапазоне от синего до желтого.
L (Luminance) – освещенность; a – положение цвета в диапазоне от зеленого до красного (вспоминаем курс математики и систему координат Рене Декарта); b – положение цвета в диапазоне от синего до желтого.

Редко используемая модель, ввиду неочевидности изменений при работе с ней, хотя именно она частично решила проблемы предыдущих моделей. Независимая от аппаратуры, а также отделившая параметры контраста, резкости и др. от цвета, эта модель стала удобной для промежуточной цветокоррекции. К тому же она позволяет провести конвертацию из одной цветовой модели в другую (актуально для перевода RGB в CMYK) без потерь. Но, к сожалению, сама модель Lab достаточно сложна в использовании, поэтому широкую популярность при всех своих достоинствах так и не приобрела.

CMYK

Очень часто наблюдаю в Интернете (и не только) схему, которая приведена слева: когда черным считают цвет, который образуется при смешивании трех основных цветов. Это в корне неверно и является достаточно распространенным заблуждением. Правильной будет схема, приведенная справа, потому что черный в данной модели – отдельный полноправный цвет. Его ввели как раз-таки потому, что при смешивании трех основных в данном случае получается грязный темно-коричневый цвет.
Очень часто наблюдаю в Интернете (и не только) схему, которая приведена слева: когда черным считают цвет, который образуется при смешивании трех основных цветов. Это в корне неверно и является достаточно распространенным заблуждением. Правильной будет схема, приведенная справа, потому что черный в данной модели – отдельный полноправный цвет. Его ввели как раз-таки потому, что при смешивании трех основных в данном случае получается грязный темно-коричневый цвет.

Основная цветовая модель, используемая в полиграфии. Состоит из четырех цветов: C – cyan (голубой), M – magenta (пурпурный), Y – yellow (желтый), K – key (ключевой; по другой версии K – последняя буква в слове black, ведь последний – именно черный цвет, но, чтобы не путь буквы в двух аббревиатурах (ведь B используется в RGB), решили сделать именно так).

В связи с тем, что данной модели посвящена отдельная статья, подробно останавливаться на ней не будем.

Grayscale

Пример шкалы оттенков серого.
Пример шкалы оттенков серого.

Как видно из названия, работает данная модель с градациями серого цвета. В полиграфии это значения K от 0 до 100 (%). Применяют данную модель к фотографиям и изображениям черно-белого цвета. Несмотря на малое количество параметров, является очень важной для одноцветной печати.

Графический редактор Photoshop дает возможность работать со всеми вышеперечисленными цветовыми моделями. 1- модель HSB (HSV); 2 - модель RGB; 3 - модель RGB с записью цвета в виде кода HTML; 4 - модель Lab; 5 - модель CMYK. Для работы в модели Grayscale можно использовать функции всех этих пяти моделей, но при этом нужно учитывать, куда в итоге пойдет изображение: web или печать.
Графический редактор Photoshop дает возможность работать со всеми вышеперечисленными цветовыми моделями. 1- модель HSB (HSV); 2 - модель RGB; 3 - модель RGB с записью цвета в виде кода HTML; 4 - модель Lab; 5 - модель CMYK. Для работы в модели Grayscale можно использовать функции всех этих пяти моделей, но при этом нужно учитывать, куда в итоге пойдет изображение: web или печать.

Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.

Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!