Изюминкой ГОСА Аэрофлота конечно же являются стюардессы авиакомпании. Красивые и отзывчивые девушки встречают акционеров при входе, помогают в проведении собрания, собирают бюллетени.
Собрание акционеров Аэрофлот в последние годы проводит в своей штаб-квартире, на Международном шоссе, рядом с аэропортом Шереметьево. Добираться, скажем прямо, не очень удобно. На автобусе или машине мешают летние пробки на Ленинградском шоссе. Аэроэкспрессом дороговато, да и идти от станции до офиса прилично.
Получение пропуска-приглашения в фойе, проход внутрь офиса, подьем на лифте на третий этаж
и вы в зале регистрации. Я пришел к самому началу собрания, регистрация без каких-либо очередей. Да и народу не очень много. Аэрофлот бесплатно не кормит и никаких особых подарков не дарит, чем отсекает толпу халявщиков. Основные присутствующие: бывшие работники Аэрофлота пожилого возраста, получившие акции при приватизации, некоторые заслуженные ветераны с орденами.
На собрании присутствовало 508 акционеров, представляющих 64% голосов. Так как в свободном обращении 40.9% акций, получается, что неконтролируемых акционеров было 4.9%.
В президиуме трое: генеральный директор Савельев, ведущий собрания, председатель совета директоров Дитрих, секретарь собрания Мелехин.
В материалах собрания был специальный бланк для задания вопросов. Возможности выступления простых акционеров не было:
Отличительная особенность этого собрание: предварительное голосование акционеров за повестку дня. В других местах я такого не видел. Обычно повестка дня уже утверждается заранее Советом Директоров.
По плану собрание должно было продолжаться 4 часа, с двумя перерывами, на обед и подсчет голосов.
В реальности первую часть провели быстрее. На вопросы закончили отвечать в 13-30. При этом перерыв на обед вместо 40 минут, был почти 1 час 30 минут.
Самое интересное в годовом отчете Савельева и в ответах на вопросы:
- рекордный пассажиропоток, 55.7 млн. Рост на 11%
- драйвер роста: авиакомпания "Победа"
- доля рынка Аэрофлота- 41%. "Мы не монополисты".
- Причины снижения прибыли: рост цен на керосин на 36% и падение курса рубля.
- Аэрофлот лучшая авиакомпания, как перевозчик между Европой и Азией.
- Аэрофлот - лучшая иностранная авиакомпания в Китае. На это во многом повлияло спонсорство футбольного клуба "Манчестер Юнайтед".
- Цель Аэрофлота - 100 млн пассажиров к столетию авиакомпании.
- соболезнования погибшим в авиакастрофе 5 мая. Причины пока выясняются. Топ-менеджмент лишили премии из-за авиакатастрофы.
- упоминание цифровизации. С помощью нее отношения перевезенных пассажиров к количеству работников в Аэрофлоте лучше, чем мировые аналоги.
- предстоящий рост капзатрат в связи с созданием региональных хабов, Красноярск.
- Нерентабельных рейсов у Аэрофлота 40%, но он не может их закрыть, так как несет социальную функцию.
- Аэрофлот не хэджирует падение курса рубля, так как его доходы и расходы по валюте сбалансированы ( что вообще-то противоречит п.4). Но зато захэджировал цены на керосин в 2019 году.
- Компания уходит от годового отчета в бумажном виде. (Хотя я такого не видел на собрании).
Как уже упоминалось, Аэрофлот не прикармливает акционеров. Я обедал в компанейском кафе. Салат+ второе+ компот = 350 руб.
Специальных подарков также нет. Только необходимые атрибуты для участия в собрании:
- ручка
- блокнот
- флэшка на 16 ГБайт.
Общий рейтинг собрания