«А мы просо сеяли…» или «Бояре, а мы к вам пришли…» – кто в детстве не играл в эту игру? Ребята и девчонки во дворе выстраивались в две шеренги, становились друг напротив друга и, распевая по очереди незамысловатые куплеты, шли навстречу и кланялись. А затем одна шеренга выбирала из участников другой «жениха» или «невесту» и выкликала их. Помните?
Текст: Анастасия Нечаева, фото: Александр Бурый
Глубина народной памяти неисчерпаема. Эти простые песенки, сопровождающие столь же простые действия игры, пережили не одну сотню лет. Ничто не могло с ними справиться: ни христианизация Руси, ни советские годы борьбы с религией и народными традициями, ни, как выясняется, нынешний цифровой век. И это удивительно. Ведь играя в «Бояр» и в «Просо», дети, сами того не подозревая, отдавали и отдают дань традиции, дошедшей до нас из далекой древности…
Семарглов день. Так славяне-язычники звали этот праздник, отмечавшийся в конце апреля. Праздновали освобождение земли от снега, закликали весну, кормили рыбу в реках, чистили колодцы и родники, совершали тризны и катали яйца с курганов. Жгли костры и чествовали своих богов – Семаргла, Сварога, Стрибога, Ладу, Дажьбога и Ярило. Молодежь собиралась на поросших первой зеленью холмах и пригорках. Здесь водили хороводы, пели песни, жгли костры и проводили обрядовые игры. В том числе и хорошо знакомую нам «А мы просо сеяли…», которая в упрощенном виде представляет собой древний свадебный обряд.
Для православных этот день – Антипасха, или Фомино воскресенье. Иными словами, первое воскресенье после Пасхи. Фоминым оно зовется потому, что в этот день вспоминают явление Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после Воскресения. Тому самому – Неверующему. Он отсутствовал, когда Христос явился своим ближайшим ученикам после Воскресения, и потому не поверил остальным апостолам, когда они рассказали ему, что Учитель воскрес. И тогда Христос пришел к Фоме-Близнецу на восьмой день и показал ему раны, полученные на Кресте. Только тогда апостол Фома поверил в случившееся чудо.
Ну а в народе этот праздник зовут Красной горкой, реже – Радостным воскресеньем, и считают, что с этого дня весна полностью вступает в свои права.
«Красная горка – сватать сп//о//рко». Именно на Красную горку проходили смотрины и сватовство, а позднее – и свадьбы. Говорили: «Кто на Красную горку женится – век не разженится». И еще: «На Масленицу – сватовство, на Красную горку – свадьба».
Считалось, что сидеть в этот день дома юношам и девушкам нельзя, нужно обязательно идти на праздник, надев самый лучший наряд. Вот тут-то и пригождались хороводы, игры, плетение венков, а также «Бояре» и «Просо». И на других можно было посмотреть, и себя показать. Правда, до того, как отправиться на праздник, девушка, мечтающая выйти замуж, должна была тщательно убрать свою избу. Причем начать с самого дальнего угла и закончить у порога. Рекомендовалось также очистить дом от старых и ненужных вещей. Весь отслуживший свое хлам выносился из избы и сжигался на костре. Нередко на Красную горку девушки гадали на суженого, выливая расплавленный воск в плошку с чистой колодезной водой.
На рассвете девушки собирались на пригорках и пели закликания весне. Они складывали в центр хоровода крашеные яйца и специально приготовленные к празднику угощения, после чего начинали обряд. Причем каждый из нас знает, как они к весне обращались: «Весна-красна!» Такие песни называются веснянками и закличками. В них, как правило, призываются птицы, поскольку именно с прилетом пернатых славяне связывали приход весны. В некоторых областях на горке ставили еще и соломенное чучело на шесте, которое сжигали вечером с песнями и плясками.
А после закликания начинался сам праздник. Устраивали балаганы, ярмарки невест, потешные бои, качались на качелях, катались на повозках, запряженных лошадьми (причем последних обязательно украшали: вплетали в гривы алые ленты), гадали и загадывали желания. Например, верили, что если на Красную горку бросить в колодец монетку и загадать желание, то оно обязательно сбудется. И, конечно, катали с горок крашенные в красный цвет яйца. Считалось, что чем дальше укатится яйцо и при этом не разобьется, тем дольше будет жив и здоров его хозяин.
Ну а если кто-то из юношей выбрал себе суженую, то по традиции он обязан был облить ее холодной водой. После этого сватовство должно было состояться обязательно, в противном случае рассвирепевшие родственники девушки могли намять бока ветреному жениху.
Не забывали на празднике и о молодоженах. В некоторых областях был принят такой обычай: все поженившиеся после прошлой Пасхи пары становились отдельно от веселящейся толпы и начинали подзывать к себе женщин и девушек. Те подходили к «новоженам» с песнями, за что и получали какой-нибудь подарочек: кусок пирога или яйцо. В Поволжье этот обычай выглядел несколько иначе: односельчане ходили по домам молодоженов и окликали их, пели и плясали, желая здоровья и богатства: поэтому в таких местах Красную горку иногда называли Кликушиным воскресеньем, а само «окликание» молодых – вьюнинами или юнинами. В ответ молодожены «одаривали» всех стопочкой и закуской.
В северных краях на Красную горку обязательно проводили «опахивание села». Мужчины в этом обряде не участвовали. В полночь все женщины выходили за околицу, распевая песни. Здесь их уже поджидали три молодухи и три старухи с почитаемой иконой. Девицы расплетали свои косы, а замужние женщины снимали платки. Поверх сохи клали доски, на которые садились несколько женщин. А все остальные тащили соху вокруг села, оставляя глубокую борозду. Старухи с иконой шли впереди шествия. Считалось, что таким образом от села можно отвести напасти: беды не смогут «перейти» проложенную борозду. После «опахивания села» обычно устраивалось веселое застолье, которое продолжалось до утра.
Еще одна традиция Красной горки, с которой начинается Радоницкая неделя, – поминки по умершим родственникам. И если для молодежных гуляний яйца красили в красный цвет, то «для усопших» их красили в зеленый и желтый цвета, после чего оставляли на могилах. А затем дома устраивали поминальную трапезу, для которой готовили коливо, блины, кутью…
Ну, и как же на Руси без примет и поговорок? Если на Красную горку выпадал теплый безветренный день, то ждали хорошего урожая зерновых. А еще старые молодых предупреждали: не ругайтесь на Красную горку, иначе до Троицы не удастся помириться. С учетом «свадебного» характера праздника это был, видимо, актуальный совет. Говорили также, что на Красную горку нельзя грустить и плакать, иначе весь год будет неудачным. И завершим красивой поговоркой: «Сочтемся весной на бревнах – на Красной веселой горке; сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся!»