Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Крымская осень в фильме с мрачным названием "Катафалк" снята оператором Ильей Деминым поразительно красиво. Вспышки света, пробивающегося сквозь сосновые ветки и субтропические растения, придают кадрам удивительную стереоскопичность.
Между тем печальная история, рассказанная в фильме Валерия Тодоровского, казалось бы, должна иметь совсем иную изобразительную стилистику. И сценарий Марины Шептуновой, перенесшей действие рассказа Ф. О'Коннор в наше время и в нашу страну, давал для этого повод.
Для вдовы большого начальника и ее взрослой, но, как говорится, не от мира сего дочери Маши особняк с запущенным садом и гаражом с запыленным шикарным "ЗИМом" давно уже стал местом добровольного заточения, ухода от внешнего мира.
Но все меняется с неожиданным появлением изрядно побитого жизнью бомжа Саши, который из безропотного работника, нанятого за тарелку супа и ночлег, постепенно становится хоть и хрупкой, но единственной надеждой старой опустившейся женщины, мечтающей, чтобы рядом с дочерью после ее смерти осталась живая душа...
Тема одиночества и несбывшихся надежд, обмана и неотвратимости судьбы, конечно же, давала возможность для жесткого черно-белого кино в духе модной "чернухи".
Однако авторы, вспомнив полузабытые у нас традиции "актерского кинематографа", решили снимать иначе.
В "Катафалке", бесспорно, ощущается влияние знаменитых американских психологических драм, в которых блистали Дастин Хофман и Джек Николсон, Мерил Стрип и Джессика Лэнг. Авторы "Катафалка" знают и любят мировой кинематограф, и им захотелось сделать по-настоящему актерскую картину: с длительными крупными планами, с рельефно вылепленными характерами, с четко построенным сюжетом.
По-моему, у них это получилось...
Александр Федоров, 1991