Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Караван смерти"
"Душман" Борис Хмельницкий против "пограничника" Александра Панкратова-Черного: дуэт преследований, драк и перестрелок на афганской границе.
До горького реализма "Афганского излома", где довольно правдиво была показана драма русских парней, вынужденных погибать "во имя высших государственных интересов" кремлевского начальства, "Каравану смерти", бесспорно, далеко. Но он и не претендует на реализм.
Однако этот непрезентабельный боевик сделан и без "сталлоновского" каскадерского шика. В который уж раз на экранном результате сказалась техническая бедность российской "развлекухи"...
"Катала"
"Я тебя ненавижу", "Непрофессионалы", "СЭР"... Названия этих фильмов, отмеченных наградами фестивалей, хорошо знакомы кинематографистам и киноклубникам. Зато искать их в списках кассовых хитов 1980-х - занятие бесполезное. Лишенные остро закрученной интриги, основанные на тонко разработанной атмосфере действия и углубления во внутренний мир героев, эти картины оказались оттесненными на задворки проката потоком боевиков.
"Катала" как раз-таки самый настоящий боевик, рассказывающий об экзотическом мире карточных шулеров...
А автор у этих фильмов один и тот же - сценарист и режиссер Сергей Бодров.
Казалось бы, парадокс. Но лишь для тех, кто не знает о головокружительной кинодраматургической карьере Бодрова в 1970-х, когда он написал несколько кассовых развлекательных сценариев /"Баламут" и др./.
Так что же - возвращение на круги своя? От авторского кинематографа - к коммерции?
Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Да, "Катала" довольно крепко сколоченный боевик /хотя и не без сюжетных неувязок/, динамичный, зрелищный, с бьющими по нервам сценами насилия.
У фильма откровенно вторичный сценарий, использующий знаменитую "габэновскую" сюжетную схему: ушедший на покой "завязавший" преступник во имя романтических побуждений/дружба, любовь и т.д./ решает вернуться к прежнему опасному ремеслу...
При этом Бодров точен в выборе актеров и фактуры, убедителен в деталях и пытается создать если не полнокровные, то хотя бы мало-мальски психологически наполненные характеры.
Положим, не всегда это удается. К примеру, Елена Сафонова вынуждена играть роль главной героини - бывшей любовницы убитого карточного шулера, - имея драматургического материала максимум на эпизод...
Однако в целом фильму, на мой взгляд, нельзя отказать в профессионализме.
Убедителен Валерий Гаркалин в заглавной роли романтично мужественного шулера. Хорош Виктор Павлов в роли его бывшего дружка...
Чуть ли не впервые в российском кино преступный мир существует здесь вполне автономно от стражей порядка. Ведь еще в "Ворах в законе" работникам милиции отдавался немалый метраж, в то время как в "Катале" фигура милиционера появляется лишь в коротком постельном эпизоде, никак не отражающемся на сюжете фильма.
Да, "Катала" - осознанный шаг одного из лидеров авторского кино, истосковавшегося по зрительскому успеху, в сторону зрелища. Шаг, возможно, разочаровавший поклонников "Непрофессионалов", зато наверняка одобренный любителями фильмов действия...
Александр Федоров, 1992