«Мы должны все снова пересоздать; для этого мы должны пересоздать самих себя» (Андрей Белый)
Выскажу несколько спорных мыслей о том, как два классика боролись по сути за одно: свободу души от рабства. И в этом они схожи.
Но как по-разному они взялись за дело...
Бунт Чехова
Жизнь есть досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода.
Чехов прекрасно помнит, что он с рождения в этой "досадной ловушке" низкого происхождения - его род из крепостных. И Антон Павлович всегда вынужден демонстрировать пренебрежение к попыткам общественного расслоения и унижения личности.
"…Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." . Из письма Чехова А.С. Суворину. Январь 1889 г.
В письме предложен типаж протестующего героя. Как распорядился этим адресат – не знаю. Но письмо вдохновляет несомненно – в деталях весь Чехов.Он объявит войну мещанству и пошлости. Его оружие - сатира и юмор. И благодаря "легкому" газетному жанру он быстро станет известным и популярным.
В своей тончайшей, ювелирной иронии, как способе расшевелить дилемму «Толстого и тонкого», Чехов бунтует, но с «хитринкой», усмехаясь, и не бросаясь на врага голой грудью.
Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
В стремлении раскрыть все язвы, он действует, как доктор, но не хирург - скорее терапевт. За письменный стол садится, как аристократ, в костюме. И умирает, как аристократ, с бокалом шампанского.
Своей прозой он управляет в стиле Перикла, правившего Афинами, скрупулезно находя для каждой детали, каждого нюанса - оболочку нового рассказа.
Бунт Горького
Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы!.. В ней есть все, что захочет найти человек, а в нем есть силы создать то, чего нет в ней.
Горький пешком идет по России. Воспитывался "в людях", но теперь свободен. Правда попадает на мордобой и в больницы. Так удалось наклипать образ «бывалого» - и он ему подходит. Потому и «Горьким» назвался. О Капри старался говорить пореже. А почаще - о роли литературы. В речи нажимал на "О". Хромал. Носил наряды под правящий класс. И все ради того, чтобы поддержать своих героев - они двигатель его идеи, в них он запрячет все, что накипело.
В романе «Мать» Павел плюнул на беспробудное пьянство - восстал, а следом и мать, а значит, можно и всем подняться. Фома Гордеев плюнул на карьеру купца и сказал все, что думает, и не прогадал. И так дальше можно пройтись по многим героям. Для Горького человек – процесс, а не результат – и этим он прекрасен. Но разве скажешь правящей верхушке, захватившей власть: что Человек Горького не перестал быть процессом, что бунтовать он должен и дальше.
"Между тучами и морем гордо реет буревестник..."
Но есть незыблемый авторитет – Толстой. У него другая философия. И «плетью обуха не перешибёшь»
Горький ценит Льва Николаевича, но «толстовство» ему чуждо – человек должен перерождаться, даже через жертвы, чтобы никакое милосердие и мелкие семейные радости не сбили человека с пути.
Горький делает гениальный ход – свою полемику с Толстым он зашифровывает в пьесе «На дне». Он избирает блестящий ход для изложения Толстому своей позиции - он пишет пьесу - находит ту форму, которая никогда не даст трещин. Пьеса и поныне ставится на лучших театральных подмостках мира.
Возражение толстовским концепциям происходит через внедрение в произведение двух центральных персонажей. Лука – мудрец - прототип Толстого и Сатин – карточный шулер и алкоголик - прототип Горького.
Горький выступает как разведчик, скрывающий себя за многими алиби. Но он идет на риск - герой, который изложит его позицию морально неустойчив. Но! «Человек – это звучит гордо» – говорит Сатин, пережив свои злоключения. Правда, он слегка пьян.
Горький выступает, как разведчик и в стане советской бюрократии, оставаясь бунтарем в стране ценностей, установленных партией, а не обществом. Он давно в разведке в той стране, где «белые придут – грабят, красные придут – грабят» . Он научился тому, как можно умело заимствовать нужный образ, например, из стиха "Буревестник" в книге полузабытой поэтессы Марии Закревской-Рейх (Стихотворения Марии Закревской. Казань, 1895).
Можно взглянуть на отрывок стихотворения Закревской-Рейх.
«…Сгущаясь, все ниже спускаются тучи;
Все глубже становится сумрак кругом.
„Быть буре!“ сорвавшись откуда-то с кручи,
Кричит буревестник, махая крылом».
А вот у Горького:
«…Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!»
Буревестник - образ, близкий Горькому как до, так и после Октябрьского переворота. Ибо он с молодости любил неосмысленное цыганское отношение к свободе.
Песню Горький написал в марте 1901 года “в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге”.
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Как складывалось мировоззрение Горького смотрите тут.
Итак, у Чехова и Горького был один общий протест, его можно найти в произведениях и письмах. По разному они его выразили, разный создали имидж. Но любили актеров - актерствовали - превращались в своих героев.
Перечитываю - заражаюсь новыми идеями, и все больше вижу, как Чехов и Горький похожи друг на друга...