Найти в Дзене
Цех

Лицензия на креативность. Почему творчество — тоже работа и как ее получить

Оглавление

«Цех» продолжает серию материалов, в которых разбирает популярные книги, посвященные образованию, саморазвитию и личной продуктивности. На этот раз в центре нашего внимания «Творческие права: Как открыть в себе художника и научиться видеть» Дэнни Грегори.

С формальной точки зрения карьера Грегори была идеальна — он занимал руководящие должности в крупных международных рекламных агентствах (Ogilvy & Mather, Doremus, McGarryBowen и других). Однако был глубоко несчастен — настолько, что в своем прощальном посте в день ухода из индустрии подсчитал все дни, которые потратил на работу в сфере рекламы (их оказалось ровно 11 305).

Сегодня он сооснователь онлайн-школы рисования Sketchbook Skool, автор множества международных бестселлеров на тему развития креативности и, судя по его социальным сетям, он вполне счастлив.

Особую ценность книге придает её автобиографичность – к её главной идее о том, что «лицензии на творчество» ни у кого спрашивать не надо, а нужно разрешить себе творить самому, автор шел очень долго. А мы расскажем вам остальные ценные идеи книги (их здесь много).

Ключевые идеи книги

  • Если бы мы относились к вождению так же, как к творчеству, мы бы считали, что человеку это либо «дано», либо нет. Мы бы присматривались к детям и ждали, не начнут ли они рулить самостоятельно, нет ли у них особого дара. Этот дар мы бы холили и лелеяли, чтобы не загубить. И вели себя так только с теми, кто подает надежды стать профессиональным водителем. Некоторым мы бы платили за вождение миллионы долларов и окружали их славой, другим отказали бы в поддержке и предложили заняться чем-то более полезным. Все остальные жили бы с мыслью, что им не суждено сесть за руль, и наблюдали за проносящимися мимо машинами.
  • Отрицая свою природу и подавляя творческий порыв, мы себя калечим. Мышление становится ỳже, мы отказываемся воспринимать все, что идет вразрез с нашим представлением о мире. Мы дистанцируемся от окружающих, делим новых знакомых на категории, за шорами стереотипов и собственных страхов не умея увидеть их настоящих. Мы спешим жить, стремимся к чему-то новому, не умея насладиться моментом. Мы все просчитываем наперед и составляем список желанных событий как перечень скучных обязанностей. Мы крепко держимся за свои мнения и не умеем справляться с неожиданностями.
  • Забавно, что современные стереотипы рисуют художника мечтательным, не от мира сего. А грезят наяву именно те, кто пытается погасить свою творческую искру. Художник — тот, кто остро воспринимает действительность. Творчество — не обязательно умение создать что-то из ничего. Это также умение видеть и чувствовать мир ярко, чтобы разглядеть тенденции и связи между явлениями и объяснить реальность.
  • Вся суть — в пристальном изучении предметов, умении увидеть, как они взаимосвязаны, определить их размеры, а не в том, чтобы опираться на свое представление о том, как они выглядят.
  • Расходуйте бумагу. Опустошайте баночки с краской. Исписывайте ручки. Если благодаря этому вы чему-то учитесь, это не пустая трата времени. Не оставляйте материалы на черный день. Красивая бумага ручной работы в черный день не нужна. Надпись ручкой не прочесть в темноте, как не различить цвет чернил в бутылочках. Пользуйтесь этим прямо сейчас!
  • Храните свои первые работы. Они обретут для вас особую ценность. Вы вернетесь к ним и посмотрите на них с нежностью или отвращением. Они — первые трещины в скорлупе яйца, из которого вы выходите в новую жизнь. Будьте добрей и к ним, и к себе.
  • Вам и зрителю нужна общая отправная точка. Если вы будете витать в облаках, никто не оценит вашу работу. Она будет сбивать с толку, вызывать отторжение. Чем внимательнее вы к реальности, тем больше ваша аудитория. Лучшие сатирики говорят правду. Лучшие актеры создают образ из мельчайших деталей, которые узнает зритель. Поющий о любви и не знавший этого чувства — халтурщик, пользующийся избитыми фразами.
  • Воспоминания — ваш самый полезный инструмент. Если их долго не касаться, они высохнут и затвердеют. Ими надо постоянно пользоваться, не давать им застыть.
  • Не ждите, что явится муза и настроит вас на творчество. Вдохновение приходит в процессе. Делайте дело. Намного проще набрать скорость, когда вы уже преодолели момент покоя. Когда ручка скользит по бумаге, не так сложно заполнить страницу. Начните работать, и муза сядет рядом с вами и будет помогать. Но она не станет стаскивать вас с дивана. Первый шаг должны сделать вы сами.
  • Вместо того чтобы наказывать себя за «ошибки», научитесь гибкости. Честно определите, что мешает вам быть к себе ласковей. Возможно, это лень, слабость, страх или незнание себя.
  • Когда мой сын ходил в подготовительный класс, дети в одной из групп делали потрясающие рисунки: четкие, понятные, выразительные. Они смотрелись как картины Пикассо среди накаляканных пальцами художеств других детей. Я спросил учительницу, как ей это удалось. Она ответила: «На самом деле я не учу детей ничему особому. Просто вовремя забираю их работы».
  • Любое искусство — более причудливый вариант наших привычных занятий.
  • Художник, на которого внезапно снизошло вдохновение и сделало его популярным, — миф. Придется практиковаться, пока не надоест. Тогда у вас будет достаточно смелости, чтобы не моргнув глазом продемонстрировать свою работу другим. Вам придется подумать над тем, как делиться результатами своего труда с разными людьми, которые могут дать полезный совет и помочь показывать ваши творения окружающим. А еще неплохо быть везучим (как бы это ни звучало). Я верю, что крайне важен позитивный настрой. И это тоже требует усилий.
  • В мире искусства нет вторых ролей. Выступайте в кофейнях, передавайте шляпу — не стоит беречь себя для больших залов. Вызовитесь проиллюстрировать программку для школьной постановки или обеденное меню, начните публиковать самиздатовский журнал, заведите блог и так далее. Делитесь своими трудами с миром любым удобным способом.

Разрушая барьеры дальше

Вот еще три книги, которые посвящены борьбе с самыми распространенными препятствиями для начала креативной работы.

  • «Заставь его замолчать» Дэнни Грегори. Неплохая книга от того же автора на еще одну важную тему. Сразу небольшой спойлер — она вам не нужна, если простой совет «Просто не слушайте свой внутренний голос, который постоянно твердит вам, что вы всё делаете неправильно» для вас эффективен.
  • «Воплощение идей» Скотта Белски. Книга от основателя Behance, и на этом можно закончить. Если серьезно, то Белски предлагает относиться к своим идеям предельно утилитарно и заставить их быть максимально эффективными. Для этого он рассказывает о своей собственной системе менеджмента идей. Довольно интересное чтение.
  • «Спасите котика!» Блейка Снайдера. Одна из задач, которая в современном мире обязательно рано или поздно перед вами встанет — рассказ интересных историй. Хороших книг на эту тему много, но эта начинается с фразы «Советы типа "Слушайте сердце!" и "Следуйте за мечтой!" хороши, если вы проходите курс реабилитации». Рекомендую прочитать даже если вы знаете, что такое «драфт», «логлайн и «слаглайн».

Вячеслав Шушурихин

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.