Слово «культура» имеет множество значений. Древние римляне и греки вкладывали в это слово одно значение. Европейские варвары, а после - просветители, другое. Каждая гуманитарная область науки вкладывает в этот термин свое значение.
Мы же сегодня поговорим о культуре с точки зрения социолога: как социология видит культуру и чем вам это может быть полезно.
В первую очередь, культура это про общество. В данном контексте «культура» не обобщает искусство, литературу, живопись и прочие вещи из музея и театра.
Под культурой понимается шаблон мыслей и поведения для большой и обособленной группы людей. Чаще всего говорят про культуру национальную. Существую разные национальные культуры - русская, немецкая, французская. Каждая культура несет в себе закодированный набор паттернов поведения, так называемых мемов. Так, внутри национальной культуры, может быть множество подгрупп: москвичи, питерцы, новосибирцы и т.д.
Про мемесы я напишу отдельную статью
Мем - единица культурной информации, ее базовая составляющая. Любая культура состоит из огромного числа мемов, полностью регулирующего и кодирующего национальную культуру. Буквально любое ваше действие является мемом. Когда вы приветствуете друг друга - мем, мужчины пожимают руки - мем. Когда уступаете место старику, гладите кошку, произносите определенное слово с определенной интонацией. Весь это бесконечный ворох интуитивно понятных правил выстроен из мемов, как дом из кирпичиков.
Если проводить более буквальное сравнение: живой, мясной, органический мозг - это компьютер без ПО. Чистый, свежий, незамутненный программами и всем таким. А культура, это разное ПО под одно и то же железо. Есть ПО "русский", "немец", "француз".
Если человека во время рождения извлечь из одной национальной культуры и перенести в другую, то его национальность будет соответствовать впитанной культуре.
Отдельная статья про то, как формируются национальности, тоже будет
Возьмем данную фотографию для разбора теории культуры.
Это косплей на персонажей Overwatch. Чтобы получить такие костюмы, косплееры взяли за основу облики персонажей из игры и образ типичных представителей культурной группы "гопники", синтезировали эти модели и получили то, что получили. То есть, они смешали мемы игры (костюмы персонажей), и мемы реальной социальной группы, в следствие чего родился забавный эффект.