Речь пойдет о Владимире Пигузове, который до своего ареста занимал выборную должность секретаря парткома и не где-нибудь, а в Краснознаменном институте им. Андропова – кузнице советских разведчиков. В 1986 году Военная коллегия Верховного суда приговорила его к расстрелу за измену родине. А в 1992 году Пигузов был реабилитирован секретным указом Ельцина. Так был ли он казнен или вопреки логике остался жив?
О Пигузове данных в открытых источниках очень мало. Многое приходится просто додумывать.
Место рождения и дата неизвестны. Мелькнул 1956 год - 9-й выпуск Ставропольского Суворовского училища. Потом пробел, который можно заполнить службой в Советской армии на офицерских должностях и учебой на разведчика. Далее, работа ПГУ в Управлении по юго-восточной Азии. Оно включало такие страны как Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Малайзия и Лаос. Семейное положение – женат, поскольку холостых сотрудников КГБ в длительные заграничные командировки не посылали.
Работал оперативным офицером в резидентурах ПГУ под крышей сотрудника советских посольств в Индонезии и Лаосе. Ориентировочно в 1976 году в одной из них был завербован американской разведкой. Пишут, что это была так называемая медовая ловушка. Это когда разведчику подставляют красивую женщину, а потом начинают шантажировать. Так ли это или нет, утверждать не будем, свечку не держали.
В 1982 году Пигузова направляют работать в отдел кадров Института им. Андропова. Там он проявил активность в общественной жизни коллектива и был выбран секретарем парткома. Призывал с трибуны коммунистов быть верными делу Ленина и партии, а сам собирал установочные данные на них. Парторгу было предоставлено право знакомиться с личными делами слушателей Института – будущими оперативными сотрудниками зарубежных резидентур советской разведки. Такая информация для ЦРУ представляла огромный интерес.
В 1985 году Пигузов попал в шпионский список, переданный нам Олдриджем Эймсом. Он в то время был одним из руководителей контрразведки ЦРУ, курировавшим советское направление. Через год Пигузов был арестован, Ему предъявили обвинение в шпионаже в пользу американской разведки. Состоялся суд, который приговорил его к высшей мере – расстрелу.
И вот здесь возникает та самая загадка. Был ли он расстрелян на самом деле? Дело в том, что никаких подробностей об этом не имеется. Сослуживцы Пигузова отмалчиваются, место его захоронения неизвестно, члены семьи на вопросы корреспондентов не отвечают, ссылаясь на специфику работы покойного.
Утверждать, что смерть полковника КГБ Пигузова была фиктивной, не буду. В открытой прессе его имя мелькнуло лишь однажды в октябре 1990 года в журнале «Огонёк». А ещё через полтора года Ельцин своим секретным указом реабилитировал предателя. Спрашивается, за какие такие заслуги?
Реального ответа на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Разведка умеет хранить свои тайны, Она часто подпускает тумана к просочившимся фактам её деятельности, выдавая вымысел за правду.