Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры. Боевые кошки адмирала Фишера. "Лайон".

В 1910 с поста первого лорда Адмиралтейства в отставку ушел адмирал Джон Фишер,создатель класса линейных крейсеров. Прощальным подарком Королевскому флоту от него стала закладка супердредноута "Орион",впервые оснащенного десятью 343 мм орудиями и соответствующей ему серии линейных крейсеров с теми же 343 мм орудиями в количестве восьми штук и увеличенным водоизмещением.До Адмиралтейства доходили противоречивые слухи о характеристиках строящихся в Германии линейных крейсеров-типа "Мольтке",причем слухи были преувеличенными.Поэтому в попытке выиграть заочную гонку с немцами "Лайоны" на время стали крупнейшими боевыми кораблями в мире.Крейсера типа «Лайон» были заметно больше, чем крейсера предыдущей серии «Индефатигебл», на них наконец то избавились от неудачного размещения башен главного калибра , разместив их в диаметральной плоскости-что увеличило не только размеры корабля -но и вес бортового залпа. Броня на крейсерах типа «Лайон» была более толстой, чем на «Индефатигеблах»-броневой пояс в районе ватерлинии состоял из 9-дюймовой (229 мм)крупповской брони, в то время как на «Индефатигебле» он был 6-дюймовым (152 мм). У 343 мм орудий вес снаряда оказался почти на 50 % больше 305 мм, а пробивае­мость на дистанции 4500 м (24 кабельтова) на 25 % больше. Вес бортового залпа увеличился почти вдвое (4540 кг против 2361 кг). Корабль обладал хорошими мореходными и ходовыми качествами — легко и спокойно удерживал курс. Период бортовой качки составлял 12 секунд. Для уменьшения качки были установлены скуловые кили. Кор­ма имела длинный подзор, где установили два па­раллельных балансирных руля, подвешенные без опорных пят и кронштейнов. Линейные крейсера типа «Лайон» были по­воротливыми кораблями с довольно небольшим тактическим радиусом циркуляции .

После окончания постройки "Лайон" ока­зался на 3370 т тяжелее "Мольтке" и имел более мощную артиллерию главного калибра (восемь 343-мм орудий против десяти 280-мм). Однако 229-мм главный броневой пояс, 31-мм палуба и 229-мм барбеты "Лайона" не шли ни в какое сравнение с соответственно 279-мм, 75-мм и 267-мм "Мольтке". Германский линейный крейсер "Зейдлиц", заложенный в 1911 г., явился увели­ченной копией "Мольтке", и Совет Адмиралтейства произвел его обстоятельное сравнение с "Лайоном". "Лайон" оказался на 12,3 м длиннее, на 1,5 м уже, имел на 1,8 м более высокий надвод­ный борт и на 1420 т большее, чем у "Зейдлица", водоизмещение. Энергетическая установка "Лайона" была на 15% мощнее, котельное от­деление на 25% и машинное на 60% больше. Уменьшение объема этих отделений на "Зейдлице" позволило так значительно уменьшить его длину и водоизмещение, что экономию веса корпуса удалось использовать для дополни­тельного бронирования.

В итоге английские "кошки" являлись самыми большими и быстроходными кораблями, построенными накануне Первой Мировой войны, впервые были вооружены 343 мм орудиями в башнях, расположенных в диаметральной плоскости корабля. Но бронирование ,достаточное для крейсерских операций было совершенно неудовлетворительным для эскадренного боя.

-2
"Лайон" 1912
"Лайон" 1912

Всего построено два корабля- "Лайон" ( HMS Lion) , «Принцесс Ройял" ( HMS Princess Royal). «Куин Мэри" (HMS Queen Mary) планировался как третий корабль типа "Лайон" , но из-за внесённых в конструкцию изменений рядом специалистов выделяется в отдельный тип. Башни 343-мм орудий были приспособлены для использования более тяжёлых 635-кг снарядов. Проектное водоизмещение возросло на 650 тонн, и для сохранения той же скорости, что и у «Лайона», мощность силовой установки была увеличена на 5000 л. с. Также были произведены незначительные изменения в схеме бронирования.

"Лайон" ( HMS Lion) ,

Заложен 29 ноября 1909 года(др. источники-29 сентября), Спущен на воду 6 августа 1910 года ,вступил в строй 4 июня 1912

«Принцесс Ройял" ( HMS Princess Royal).

Заложен 2 мая 1910 года, Спущен на воду 24 апреля 1911 года ,вступил в строй ноябрь 1912

«Куин Мэри" (HMS Queen Mary)

Заложен 6 марта 1911 года , Спущен на воду 20 марта 1912 года ,вступил в строй август 1913 года . Потоплен 31 мая 1916 года

 Герб корабля
Герб корабля

Итак,"Лайон" ( HMS Lion)


Водоизмещение нормальное — 26 270 тонн,полное — 29 680 т.Длина213,4 м.Ширина27,0 м.Осадка 8,4 м,Бронирование-Пояс — 102…229 мм;
траверзы — 102 мм;
башни — 83…229 мм;
барбеты — 229…203 мм;
боевая рубка — 254 мм;
палуба — 25…65 ммДвигатели-4паровых турбины
Parsons,
42паровых котла
Ярроу 70 000л.с., Скорость 28 узлов (проектная),Дальность 5610 миль( на 10 узлах),Экипаж 997 человек,Вооружение-4 × 2 — 343-мм/45 Mark V , 16 × 1 — 102-мм/50,2 × 2 533-мм торпедных аппарата.

Первоначально крейсера типа «Лайон» не оснащались зенитной артиллерией, но несколько зенитных пушек на них были установлены во время войны. Это были 6-фунтовые пушки Гочкисса QF 6-pounder на лафетах HA Mk Ic, со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Максимальная дальнобойность составляла 3000 метров, но эффективная дальность стрельбы составляла всего 1097 метров. Также корабль оснастили 3-дюймовыми (76 мм) зенитными пушками QF 3 inch 20 cwt на лафетах Mk II с высоким углом подъёма — до 90 градусов. Они стреляли 12,5-фунтовыми (5,7 кг) снарядами с дульной скоростью 760 м/с со скорострельностью 12—14 выстрелов в минуту. Максимальная дальность этих пушек составляла 7200 м. На «Принцесс Ройял» в апреле 1917 года установили две 4-дюймовые зенитные пушки Mark VII на лафетах HA Mk II , и пару одноствольных 2-pdr MK II «пом-помов» в апреле 1919 год


Итак,
«Куин Мэри» (HMS Queen Mary)

Водоизмещение нормальное 26 770т.,полное 31 650 т .Длина214,4 м .Ширина27,1 м.Осадка 8,5 м.Бронирование -пояс — 102…229 мм;
траверзы — 102 мм;
башни — 229 мм;
барбеты — 76…229 мм;
боевая рубка — 254 мм;
палуба — 25…64 мм.Двигатели -4паровых турбины
Parsons, 75 000 л.с.,М Скорость 28 узлов ,Дальность 5610 миль( на 10 узлах),Экипаж 997 человек,Вооружение-4 × 2 — 343-мм/45, 16 × 1 — 102-мм/50,2 × 2 533-мм торпедных аппарата.

-5
-6

"Лайон" достроили соглас­но первоначального проекта, но в январе 1912 г. во время предварительных ходовых испыта­ний тепло и дым из раскаленных двух передних дымовых труб сделали фор-марс с постом на­блюдения и корректировки стрельбы полностью неработоспособным, сильно нагревая дальномер на марсе и компас на ходовом мостике. Когда крейсер развивал полную мощность, опоры тре­ногой фок-мачты так разогрелись, что личный состав корректировочного поста на марсе не мог спуститься вниз, поскольку приходилось пе­редвигаться по этим опорам. Замечание, сделанное первым командиром "Лайона" кэптеном Даффи, очень хорошо объясняет сложившуюся ситуацию: "Возможность на­блюдения и корректировки стрельбы с марса фок-мачты во время войны будет минимальной или вообще невозможной. Вероятно, ни один корабль не может идти в бой без полного ис­пользования всех котлов, но в результате этого личный состав поста управления стрельбой цен­тральной наводки на фор-марсе либо задохнет­ся от дыма, либо сгорит. Треногая фок-мачта нависала над передней дымовой тру­бой, но там, где у линкоров типа "Орион" име­лось только 6 котлов, задействованных на эту дымовую трубу, на линейных крейсерах типа "Лайон" располагалось 14. Дым и копоть пере­дней дымовой трубы еще можно было терпеть на фок-мачте линейных кораблей, но у "Лайо­на" температура выходящих из этой трубы га­зов и пара достигала 550°С, чего вынести было никак нельзя. Кроме того, штурманская рубка находилась непосредственно над боевой рубкой. В феврале 1912 г. Адмиралтейство при­няло решение заменить на "Лайоне" треногую фок-мачту на полую шестовую, установленную перед передней дымовой трубой. Это произош­ло по инициативе нового первого морского лор­да Адмиралтейства Уинстона Черчилля, кото­рый имел представление об условиях обитания на крейсере в его первозданном виде от адми­рала Джеллико и экипажа "Лайона" и обеспе­чил финансирование.

1-я эскадра линейных крейсеров в Кронштадте,1914
1-я эскадра линейных крейсеров в Кронштадте,1914

QueenMary
QueenMary
QueenMary
QueenMary

В феврале 1914 г. эскадра линейных крей­серов в составе "Лайона", "Принцесс Ройял", "Куин Мери" и "Нью Зиланда" направилась с дружеским визитом во французский порт Брест. Цель визита состояла в налаживании взаимодей­ствия английских и французских военно-морс­ких сил на случай войны. В июне 1914 г. эскад­ра линейных крейсеров нанесла визит в Россию, посетив Ригу, Ревель и Кронштадт, с целью продемонстрировать своему континентальному союзнику морскую мощь "владычицы морей" и ее непримиримое отношение к Германии.

18 июня бри­танские корабли эскадры контр-адми­рала Битти бросили якорь на Ревельском рейде, где пробыли четыре дня. 22 июня эскад­ра вышла из Ревеля и рано утром 23 июня при­была в Кронштадт, где царь Николай II в со­провождении морского министра И.К. Григоро­вича осмотрел "Лайон". С разрешения Битти линейные крейсера ос­мотрели русские морские инженеры, представив­шие своему командованию подробные отчеты. По всей видимости, наши инженеры ожидали увидеть на кораблях англичан нечто совершен­но особенное, но поскольку этого не произош­ло, главным лейтмотивом их отчетов было ра­зочарование. "По-крупному" на привередливых русских офицеров ничего не произвело особого впечатления, даже демонстрация заряжания 343-мм орудия, во время которого не прекращалась наводка. Зато всевозможные "мелочи" вроде таб­личек с надписями удостоились всяческих похвал.

-10

-11

-12
-13

В Первой мировой войне эскадры британских линейных крейсеров стали настоящими рабочими лошадками флота Ее Величества, -сопровождая конвои и отлавливая немецких рейдеров,производя дальнюю разведку и охранение завес. В маневренной войне на море крейсера Фишера показали себя вполне достойно. Они участвовали во всех крупных стычках с германским флотом- от Фолклендов до Северного моря.

28 августа 1914 г. 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адми­рала Битти в составе "Лайона", "Куин Мери", "Принцесс Ройял", "Нью Зиланда" и "Инвинсибла" приняли участие в первом бою в Гельголандской бухте против германских легких крей­серов и эсминцев. Придя на выручку своим лег­ким крейсерам, "Лайон" тяжело повредил лег­кий крейсер "Кельн" и потопил легкий крейсер "Ариадне"(1901 г., 3006 т, 10 105-мм, 22,2 уз.). В конце боя "Инвинсибл" потопил поврежден­ный "Кельн".

24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки впервые с начала войны линейные крейсера обе­их сторон вступили в непосредственное боевое соприкосновение. В 8 ч. 52 м. с расстояния около 20000 м (110 каб.) "Лайон" дал одиночный пристрелоч­ный залп с недолетом по концевому тя­желому крейсеру "Блюхер" (1910 г., 17250 т, 12 210-мм, 8 150-мм, 24,25 уз.). Основной огонь отряд Битти сосредоточил именно на "Блюхере".Немецкие линейные крейсера ответили через 15 минут в 9 ч. 09 м., когда дистанция уменьшилась до 18000 м (99 каб.) . Немцы стреляли, главным образом, по "Лайону", так как видели его лучше других ко­раблей,за период боя он получил шестнадцать попаданий 280-мм и 305-мм снарядами, , причинивших ему столь серьезные по­вреждения, что пришлось выйти из строя. Слабое бортовое бронирование британского линейного крейсера показало неспособность 127-мм и 152-мм броневых поясов про­тивостоять германским 280-мм бронебойным снарядам.

В 9 ч. 43 м. 343-мм снаряд "Лайона"вызвал взрыв пороховых зарядов в двух кормо­вых башнях флагманского"Зейдлица". Но в отличие от британских линейных крейсеров для немца это фатальных последствий не имело.То ли броня у немцев была толще,то ли кордита у них не было.

"Лайону" выпала честь открыв огонь в 15 ч. 48 м. (по Гринвичу) 31 мая 1916 г. начать Ютландское сражение,когда эскадра адмирала Битти напоролась на разведку германского флота,. В бою крейсер получил с "Лютцова" 13 попаданий 305-мм снарядами. Наиболее опасное попадание вызвало пожар в башне "Q" .Через 23 минуты после попадания гер­манского снаряда форс пламени начавшего гореть заряда проник в ра­бочую камеру, восемь находящих­ся на выжидательной позиции за­рядов кордита почти одновременно вспых­нули и огромный столб пламени до 65 м высотой поднялся над крейсером. "Лайон" без сомнения должен был взорваться .Взрыв предотвратили затоплением порохового погреба по приказу еще находящегося в созна­нии, но смертельно ра­неного командира ба­шенного расчета Харви. . Впоследствии Харви по­смертно наградили "Кре­стом Виктории". По другой версии переборка погреба башни "Q" оказалась сильно выгнутой наружу. Это способствовало его затоплению водой.

В Ютландском бою "Лай­он" израсходовал 326 343-мм снарядов (37% бо­екомплекта) и добился пяти попаданий (1,53% выпущенных снарядов). Он также выпустил семь торпед ка­либра 533-мм: четыре в германский линейный флот, две в "Лютцов" и одну в сильно повреж­денный "Висбаден", но попаданий не достиг.

Немцы были удивлены тем, что англичане не открыли огня с предельной дальности, нахо­дясь вне досягаемости их орудий. Это объяснялось плохой видимостью в восточном направлении; стояла легкая мгла, с которой сли­вались окрашенные в светло-серый цвет герман­ские корабли, а британские дальномеры на такой дистанции работали неудовлетворительно. Британские же крейсера отчетливо обрисовыва­лись на чистом от мглы западном небосклоне.

По словам старшего артиллерийского офи­цера "Лютцова" фрегаттен-капитана Пашена: "Одно наблюдение, сделанное нами в нача­ле боя, нас изумило и подбодрило. Два упавших близко неприятельских снаряда отрикошетили и пронеслись над "Лютцовым" — два длинных бе­лых снаряда, которые по их цвету я признал за обыкновенные, начиненные черным порохом. Черный порох! Вот почему так незначительны были действия английских снарядов.Ошибка англичан заключалась в их при­страстии к большим калибрам: куда бы ни по­пал снаряд — удар был мощным и пробоина пещерообразного вида, но разрывное действие его было сравнительно слабо. Один раз наш пост управления огнем наполнился знакомым запа­хом черного пороха, и мы улыбнулись друг дру­гу. Мы также получили несколько попаданий снарядов, начиненных более сильной взрывчат­кой, но, по-видимому, не бронебойных, и дей­ствие их было поверхностное."

Гораздо меньше повезло "Куин Мэри". Он шел третьим в колонне крейсеров Битти, в 15-48 открыл огонь по немецким линейным крейсерам ,своей целью его комендоры выбрали "Дерфлингер",на нем же самом сосредоточили огонь "Зейдлиц" и "Дерфлингер". Быстро пристрелявшись, немцы начали по­ражать «Куин Мэри», причем три тяжелых сна­ряда одними из первых попали в носовую часть корабля с левого борта вблизи пер­вой башни. Всего в него могли попасть до 20 снарядов 280 и 305 мм, которые нанесли кораблю значительные повреждения.

Фатальный 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в третью башню «Куин Мэри» с левого борта .В башне начался пожар,от вспыхнувшего кордита боевое отделение наполнилось газами и дымом, вскоре взорвался боезапас. Крышу башни с силой подброси­ло вверх на 30 м, столб красного пламени поднялось над башней и с огромной силой разнес­ ее на куски, падавшие на палубу соседнего «Тайгера». После взрыва в третьей башне в 16 часов 26 минут корабль начал крениться на левый борт и уходить носом в воду. Мачты его рухнули к сере­дине. В момент погружения кормовой части в воду в районе третьей башни произошел второй взрыв, как бы задержавший корабль на мгновение, но все же «Куин Мэри» в течение нескольких секунд погиб­ла, унося с собой 1266 человек экипажа.17 человек осталось на поверхности воды; их подобрали два английских миноносца «Лерль» («Laurel») и «Петард» («Petard»).

Стандартная картина гибели британского линейного крейсера-одно меткое попадание немецкого снаряда в район башенных артиллерийских погребов-взрыв кордита с фейерверком и мгновенная гибель огромного корабля с более чем тысячью людей на борту. Спастись удается всего нескольким счастливчикам.

Всего в Ютландском сражении погибло три английских линейных крейсера. Немцы потеряли один-причем затопили его сами, уже практически у побережья.

Гибель "Куин Мэри"  с немецкого корабля
Гибель "Куин Мэри" с немецкого корабля

Взрыв на "Куин Мэри" .Ютландское сражение
Взрыв на "Куин Мэри" .Ютландское сражение

С апреля 1919 г. "Лайон" входил в состав Атлантического флота. В 1919-20 гг. он являл­ся флагманским кораблем эскадры линейных крейсеров, а с марта 1920 г. в резерве в Розайте. 30 мая 1922 г. согласно Вашингтонского договора по сокращению морских вооружений его исключили из состава флота . 31 января 1924 г. корабль продали за 77000 фунтов стерлингов, разрезали на две ча­сти, после чего разобрали на металл.

«Принцесс Ройял" в  1920 году была выведена в резерв и в 1924 году, согласно пунктам Вашингтонского морского договора, продана на металлолом.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-

Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".

Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"

Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.

Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"

Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!

Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"

Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"

Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".

Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".

Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.

Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".

Линейные корабли. Сталинские линкоры. "Советский Союз".