Супергероика последние годы стабильно, знатно помогая язычком, сосёт деньги из кармана кинолюбителя. Молодёжь писается кипятком от визуала и давится попкорном после очередной шутки Тони Старка, споры о политических пристрастиях деградировали до выбора издательства (Марвел или ДС), а соцсети засорены "остроумием" сценаристов. Я выскажу непопулярное мнение: фильмы Марвел привели кинематограф к застою, какой был в 30-х годах.
Глава студии Кевин Файги и его банда нашли короткий путь к кошельку потребителя. Сквозная сюжетная линия, как игла нанизывает фильмы и ваши купюры. Так, система сиквелов эволюционировала в систему Вселенной. Со временем это обесценило личность актёра. Теперь неважно, кто играет Чёрную Пантеру Чедвик Боузман или Пьер Нарцисс. Нет, кастинг по-прежнему важен, но само имя в титрах уже не играет решающей роли у кассы. Ценится лишь бренд. Система звёзд, сложившаяся ещё в немом кино, оказалась задушена.
Это не хорошо и не плохо, только один из витков в эволюционной лестнице. Однако с системой звёзд пало и жанровое разнообразие.
Расцветшее в 80-х и 90-х жанровое кино с актёрами-эмблемами засохло. Спокойно себя чувствуют лишь мультфильмы Пиксар/Дисней и малобюджетные ужасы Джейсона Блума. Да, работают подвиды драмы, но и они перекочёвывают на стриминг-сервисы. А вместе с ними с больших экранов и режиссёры-авторы.
Студии Марвел невыгодно приглашать в свои проекты больших специалистов, ведь они могут взять с собой и свою оригинальность, и свои мозги, а это уже большой риск. Конвейер Марвел штампует дешёвые бургеры, приготовленные на одном и том же масле. Крафтовая еда от шеф-поваров им не нужна.
Это ведёт к максимальному упрощению материала. На экране нет настоящей человеческой драмы, нет боли и катарсиса. Есть вымученные проблемы, но человек с жизненным опытом в них никогда не поверит. Всё это подчёркивается халтурной режиссурой.
Отсутствие режиссёров-авторов и главенство Файги привело к тому, что фильмы рождаются однояйцевыми близнецами с врождёнными пороками. Они не способны на тонкость, только на лобовые удары. Персонажи из раза в раз объясняют свои действия и говорят о том, что чувствуют, нарушая главное правило "показывать, а не рассказывать". Это пока ещё не сериалы на "России 2", но что-то близкое по духу. Сама постановка диалогов в кадре заставляет скорее переключить на изобретательные ленты Тарантино или Скорсезе. Режиссура кадров из творческого процесса превратилась в "CTRL-C - CTRL-V" с косметическими изменениями.
С ухудшением постановки потерял могущество и монтаж. Из средства выразительности он деградировал до примитивного способа склеить кадры. Когда-то интеллектуальным монтажом в "Октябре" Эйзенштейн показывал падение империи, а Пудовкин с помощью кадра и звука капающей из крана воды показывал на экране тишину.
Соответственно пострадали и другие этапы производства. В "Бегущем по лезвию 2049" Роджер Дикинс старался уже на площадке работать с цветом: менял освещение нужным образом, использовал фильтры. Итог можно посмотреть выше. Марвеловцы стараются просто залить площадку светом (благо бюджет позволяет), чтобы на компьютере поработать над цветокоррекцией и привести всё к одному.
А давно ли вы скачивали к себе в плейлист музыку из этих фильмов? За исключением "стражей галактики". Уверен, Николай Басков встречается в телефонах чаще. Имена композиторов можно даже не писать в титры, их элементарно никто не знает. В принципе, как и всех других участников огромного съёмочного процесса. Не зря же специалисты и фильмы Марвел практически никогда не номинируются на Оскар. Нечего оценивать.
Из всего вышесказанного самое страшное в том, что подобный метод перенимают и другие студии. И нельзя их обвинять, всем хочется заработать. Теперь мэйджоры исследуют далёкие-далёкие галактики в поисках своей Вселенной стабильного дохода, а крупнобюджетные проекты становятся безликими.
Этот застой напоминает мне период Голливуда 30-х годов. Когда звук только пришёл в кино, постановочная тонкость на какое-то время исчезла с экранов, ведь теперь обо всём можно было просто сказать. Герои любили друг друга любовную любовью, а их истории повторялись из раза в раз с чуть-чуть изменённым сеттингом. Лица персонажей на первом плане залил однообразный свет, где бы они находились дома или в саду при луне. Актёры работали лишь в проверенных амплуа героев-любовников или гангстеров времён сухого закона. Тогда, в 40-х, хандру излечил Орсон Уэллс с его глубинной мизансценой, выздоровлению способствовали популяризация нуара и практического освещения и...как ни странно война. Она вернула в кино человеческую трагедию, боль и реализм. Человечество очнулось от забытья, старые раны снова заболели. Нужно было отрефлексировать задвинутые в дальний ящик темы. Массовый кинематограф переродился, став более мудрым и реалистичным. Что станет новым витком эволюции сейчас? Можно только ждать, когда три грайи доплетут на полотне жизни слово "Нетфликс".