С одной стороны - плоские организационные структуры. Демократия, свобода высказываний, равенство суждений. А с другой - корпоративная иерархия, бесконечная борьба в надежде заползти повыше по карьерной лестнице. Интриги и подковерные схватки.
Первый вариант выглядит симпатичнее. Я сам знаю примеры таких компаний. О них даже в книжках пишут. Только вот не ошибка выжившего ли это?
Потому что если посмотреть на животных, которые живут в стаях, иерархия есть везде. Более того, иерархия ведет к снижению конфликтов. Когда все в курсе кто здесь альфа-самец - нет постоянной битвы за лидерство. Все знают свое место в группе, понимают, что можно в рамках текущего статуса, а что нельзя. Напряжение возникает лишь между соседними рангами, то есть в качестве локальных конфликтов.
Если посадить в клетку группу незнакомых обезьян - первым делом они начнут выяснять, кто главнее. Выяснив, успокоятся. А создав, с помощью оргструктуры, регламентов и т.п. искусственную ситуацию, когда невозможно выявить лидера - получим постоянно тлеющий конфликт.
Более того. Наличие понятного и признанного лидера упрощает управление всей системой. Так, однажды исследователи для своих исследовательских целей меняли пищевые вкусы обезьян. В одной стае молодых особей с низким социальным статусом постепенно приучали к пшенице. Через полтора года привыкли 51% обезьян. Во второй стае новый злак сначала дали лидеру. Через четыре часа пшеницу жевали все живущие в колонии животные.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "