Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Наличие установленных нормативов допустимых выбросов и разрешений на выброс для эксплуатации объектов III кат после 01.01.19

Необходимо ли для эксплуатации объектов III категории после 1 января 2019 года иметь установленные нормативы допустимых выбросов и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух?

Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно части 1.1 указанной статьи Федерального закона с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи.

В соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 данной статьи разрешений и документов.

Таким образом, с 1 января 2019 года осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду на основании разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду допускается в отношении эксплуатации объектов I категории (с возможностью оформления и переоформления указанного разрешения).

Эксплуатация объектов II категории на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду возможна до срока истечения действия такого разрешения или истечения срока действия разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом специальных переходных положений, регламентирующих вопросы использования разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридическими лицами, эксплуатирующими объекты III категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Указанная позиция подтверждается Письмом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 19-50/02703-ОГ «О рассмотрении обращения».

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

При этом следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Необходимость разработки проекта ПДВ и установления нормативов предельно допустимых выбросов действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, для объектов III категории с 1 января 2019 года допускается осуществление хозяйственной деятельности без специальной разрешительной документации с условием наличия расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) и предоставления по итогам отчетного периода отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Указанная позиция подтверждается Письмом Минприроды России от 30 ноября 2018 года № 12-50/09939-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с которым для объектов III категории с 1 января 2019 года вступает в силу обязанность представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительный органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом в случае осуществления на таких объектах выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), также будет необходим расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов таких веществ.